Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

январь 2020
пн вт ср чт пт сб вс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru

Конкурсы

Оперетта: второй опыт Оперной студии

05.03.2013 Начало в 18:30

Государственный Большой концертный зал имени С.Сайдашева

Вход свободный



Оперетта: второй опыт Оперной студии

«Я знаю, что полстраницы партитуры Листа перевесит все мои оперетты — как уже написанные, так и будущие... Большие композиторы всегда будут иметь своих поклонников и восторженных почитателей. Но наряду с ними должны существовать и театральные композиторы, которые не пренебрегают легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой музыкальной комедией, классиком которой был Иоганн Штраус».

И. Кальман

 

В рамках фестиваля «К истокам мастерства», посвященного истории вокальной школы Казанской консерватории и памяти ее выдающихся деятелей, в феврале прошла музыкальная комедия Дж.Файзи «Башмачки», а в марте – оперетта И.Кальмана «Сильва». Кроме того, оба этих спектакля показаны в Санкт-Петербурге. Фестиваль организован Казанской консерваторией и посвящен сразу двум датам 20-летию Оперной студии при КГК, а также 100-летию со дня рождения народного артиста России Нияза Даутова. В сентябре 2013 года зрители смогут увидеть «Ромео и Джульетту» Ш.Гуно, а также познакомиться с книгой, посвященной 100-летию Нияза Даутова.

Город Санкт-Петербург выбран для гастролей не случайно. Сотрудничество Казанской и Петербургской консерваторий длится уже с 1945 года. Различные музыканты из Санкт-Петербурга приезжали и продолжают приезжать в Казань, принимая участие в конкурсах, фестивалях в качестве членов жюри, участвуют в оценке государственных экзаменов, дают мастер-классы и концерты, работают со студентами Казанской консерватории. В свою очередь, казанские студенты, аспиранты, преподаватели также приезжают в Санкт-Петербург, где их встречают с большой теплотой. Так, например, Казань участвовала в различных фестивалях, конкурсах, регулярными стали гастроли в северную столицу России.

5 марта на сцене ГБКЗ им.С.Сайдашева состоялась премьера оперетты И.Кальмана «Сильва». Спектакль был поставлен силами Оперной студии (руководитель – Альфия Заппарова), оркестра Казанской консерватории под управлением Лео Кремера (Германия), хора вокалистов Казанского музыкального колледжа (хормейстер – Елена Захарова), а также при участии выпускниц Казанского хореографического училища. Режиссером-постановщиком выступил Эдуард Трескин, который уже не в первый раз ставит спектакли оперной студии.

Как известно, сам Имре Кальман восхищался исполнением партии Эдвина Ниязом Даутовым – выдающийся певец снялся в фильме «Сильва» в 1944 году.

Оперная студия КГК ставила множество спектаклей, но вот к жанру оперетты обращается всего лишь во второй раз. Однако обе оперетты, что показательно, принадлежат перу Кальмана, первой стала «Фиалка Монмартра», теперь – поставлена «Сильва». Несмотря на кажущуюся легкость и беззаботность жанра оперетты, она является довольно трудной для воплощения. Оперетта синтезирует в себе традиции оперного и драматического театров, в ней сочетаются арии и диалоги без музыкального сопровождения. Истоки этого жанра уходят практически к античным мистериям в честь бога Диониса. Позже жанр оперетты складывался под влиянием древнегреческих комедий, комических опер и зингшпилей.

В ГБКЗ им.С.Сайдашева в вечер премьеры яблоку негде было упасть! Слушатели расположились в партере, а студенты «оккупировали» балкон – сидели на ступеньках, стояли в проходах, – и все ради того, чтобы насладиться музыкой Имре Кальмана, «поболеть» за своих однокурсников, исполнявших главные партии, и просто увидеть новый спектакль Оперной студии.

Перед началом спектакля со вступительным словом выступил Эдуард Трескин – режиссер-постановщик «Сильвы». Он подробно рассказал слушателям о жизни Имре Кальмана, о трех женщинах в его судьбе – Пауле Дворжак, светской даме из Зальцбурга, венгерской графине Агнеш Эстерхази, звезде немого кино, которая, кстати, послужила прототипом «Сильвы» и Вера Макинская, русская по происхождению девушка из Перми, волею судьбы оказавшаяся в Европе. После такого экскурса в жизнь венгерского композитора Эдуард Трескин посчитал лучшим остаться на сцене, чтобы на протяжении всего спектакля комментировать происходящее от лица автора. Такой ход кажется весьма удачным, учитывая, что спектакль премьерный – нахождение режиссера на сцене, вероятно, придавало уверенности солистам.

 

 

И вот Лео Кремер взмахнул дирижерской палочкой, и зазвучали первые аккорды увертюры, перенося нас в атмосферу кабаре. Главная героиня – Сильва Вареску (Эльза Исламова) появилась из зала в страстном образе a’la Кармен – в красной юбке и черном болеро, с алой розой в волосах. На протяжении всего спектакля Сильва чувствовала себя хозяйкой положения – будь то яркие массовые сцены, или же сокровенные лирические. Эльза Исламова показала себя с наилучшей стороны – живая актерская игра и активное участие в танцах нисколько не помешало ей спеть партию Сильвы блестяще, слушатели верили, что на сцене действительно находится певица кабаре.

 

 

В партии Эдвина дебютировал Игорь Макаров, студент второго курса. Его персонаж по силе воздействия на публику несколько уступал партнерше, но не стоит забывать, что Оперная студия – это студенческий театр, и для Игоря Макарова достойно выступить в одной из главных партий оперетты – большое достижение!

 

 

Конечно же, фаворитом премьеры стал Бони (Рузиль Гатин). Он органично вписывался абсолютно во все сцены, его шутки были преподнесены так эмоционально точно, что они всегда находили отклик у зрительного зала. Вокальная партия Бони не представляет из себя трудностей, и Рузиль Гатин справился с ней отлично. Больший акцент в его роли был на создание образа веселого графа, чему поспособствовали несколько режиссерских нововведений. Так, в постановку было введено современное средство связи – мобильный телефон. Конечно, телефон присутствует и в самом либретто, но в те времена он был проводной. Другой «изюминкой» стала шутка, которая прошла «красной нитью» через весь спектакль. Название деревушки возле «Козьего болота», где родилась Сильва, было обыграно в связи с похожим названием станции казанского метро – «Козьей слободы».

 

 

Также легко и с юмором сыграли свои роли Рустем Асаев (Ферри) и Бахтияр Омаров (князь Леопольд Воляпюк). Ферри просто очаровал публику своим голосом, помогал своим партнерам в дуэтах. Участие певца такого профессионального уровня помогло остальным участникам постановки лучше справиться со своей задачей.

Бахтияр Омаров обаял публику своей безупречной актерской игрой и, как ни странно, речью! Все дело в том, на время спектакля певцу было предложено…шепелявить! Такая «фишка» понравилась публике, образ князя заиграл новыми красками. Жену Леопольда Воляпюка – Цецилию – сыграла Асия Мустафина. Они отлично дополняли друг друга, Цецилия подслушивала разговоры, чтобы узнать, что же происходит между Эдвином и Стасси, которых она так хотела поженить! Очень комично выглядела ситуация, когда Цецилия хотела обратиться к своему мужу, и, выбежав на сцену, с криками «Лео!» побежала к дирижеру, которого, по счастливой случайности, тоже зовут Лео! Тут же Цецилия второй раз обратилась к Леопольду, на сей раз по адресу.

Илюса Хузина (Стасси) отлично передала образ наивной и легкомысленной девушки, которая должна была выйти замуж за Эдвина, но успела влюбиться в Бони. Небольшая роль кузена Эдвина, гвардейца Ронса досталась студенту Казанского музыкального колледжа Данилу Шаймуллину.

Хор Казанского музыкального колледжа участвовал во многих сценах, порой выполняя роль кордебалета – вместе с ними в ярких юбках танцевали выпускницы хореографического училища, которые в Свадебном чардаше закружили в танце оставшегося на сцене Эдуарда Трескина и даже дирижера Лео Кремера!

Несмотря на то, что у солистов были микрофоны, звучание оркестра зачастую перебивало их голоса. Эту проблему устранили лишь во втором акте – в антракте звукорежиссеры убрали микрофоны от оркестра на более отдаленное расстояние.

Иногда складывалось впечатление, что участникам спектакля не хватало места. Конечно, ведь постановка проходила не в театре, где есть оркестровая яма, а в концертном зале, поэтому оркестр был вынужден играть прямо на сцене. Таким образом, сцена была поделена на две части – для оркестра и актеров. Декорации были минималистическими – зрители могли увидеть лишь арку и три картины с зарисовками сцен варьете, которые при «перемещении» героев в стены замка менялись на портреты предков Эдвина.

После спектакля можно было смело заявить, что премьера удалась! Зрители аплодировали стоя, множество людей дарили цветы солистам, восторженные крики доносились из разных концов зала. Участникам спектакля даже пришлось исполнить заключительный квартет на бис!

 

 

Солисты, хор и оркестр показали себя профессионалами своего дела, было видно, что студенты готовились к премьере, специально разучивали танцы (балетмейстеры – Ольга Зарипова и Таисия Иссина), работали над актерской игрой (актерское мастерство – Галина Маковская), репетировали партии с концертмейстером (Татьяна Сафонова).

Надеемся, что подобные фестивали станут для Оперной студии хорошей традицией, и она будет радовать слушателей новыми постановками. С нетерпением ждем сентября, чтобы насладиться великолепной музыкой оперы «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно!

 

Елена Остроумова