Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

ноябрь 2019
пн вт ср чт пт сб вс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru

Конкурсы

"На грани безумия" или рэп по Чехову

25.12.2012

Государственный Большой концертный зал имени С.Сайдашева

Вход свободный



«На грани безумия» или рэп по Чехову.

Можно ли сказать, что Чехов - популярен среди композиторов, ищущих сюжеты для своих опер? Конечно, его пьесы неизменно привлекают внимание своей драматургией, будто подчиняющейся законам строения музыкальной композиции. Однако примеров в музыкальной практике немного, и едва ли мы сможем назвать хотя бы несколько известных «чеховских» опер. Если верить Соломону Волкову с его нашумевшими «Диалогами» с Шостаковичем, композитор был заинтересован сюжетом «Черного монаха», и даже собирался писать оперу. Замысел Шостаковича воплотил в жизнь голливудский композитор, выпускник Казанской государственной консерватории, ученик Жиганова и Лемана - Гамма Скупинский.

25 декабря в ГБКЗ им.С.Сайдашева состоялась мировая премьера его оперы «Апостол», вошедшей в пенталогию «На грани безумия». Постановка была осуществлена силами Оперной студии Казанской консерватории под руководством Альфии Заппаровой и оркестра «Новая музыка» под руководством дирижера Анны Гулишамбаровой. Режиссером выступил Эдуард Трескин, иногда сам выступавший в роли голоса «за кадром».

Опера, существовавшая ранее в «кино-варианте», была впервые исполнена с «живым» симфоническим оркестром. На сцене компактно уместился и инструментальный состав, и скромные декорации, и исполнители, которых, кстати сказать, было немного: три главных партии и небольшой хор. Музыканты максимально использовали все пространство сцены - хор располагался на балконах, иногда там же главными персонажами исполнялись целые сцены.

Деревья-декорации с настоящими яблоками, казалось, не только были воплощением окружающей обстановки, но иapost2.jpg символизировали Эдемский сад с его божественными плодами. Основную же нагрузку в создании необходимого образа создавал видеоряд, то переносящий нас в яблоневый сад или мрачные городские улицы, то отражающий игру болезненного воображения главного героя.

Опера воспринималась достаточно легко и соответствовала духу времени, в которое была создана. Несмотря на чеховский сюжет и костюмы, более близкие к веку XIX, музыка сочетала в себе и опору на русских классиков, и экспрессионистические черты, и еле уловимую атмосферу Бродвея, и даже рэп. «Апостол» Скупинского сочетал в себе детали разных эпох, стран и культур, что иногда становилось настоящим сюрпризом для аудитории. Согласитесь, нечасто оперный герой, по сюжету живущий в позапрошлом столетии, ритмично читает со сцены текст в духе американских хип-хоп исполнителей.

Образ Черного монаха также определенно стал композиторской находкой - зрители получили возможность видеть персонаж как материальную фигуру (Асия Мустафина), и слышать саксофон (Мария Беговатова), выражавший речь монаха, понятную только главному герою.

apost4.jpgДостойно справились со сложнейшей задачей исполнители главных партий, солисты оперной студии - Игорь Барбаков (Андрей), Влада Боровко (Татьяна) и Айрат Имашев (Егор, ее отец). Они сумели не только проявить себя как профессиональные певцы, но и как талантливые актеры. Последнее, думается, было особенно непросто - необходимо было не только вжиться в непростые характеры героев, отразить путь превращения Андрея в «Апостола Андрея», но и соседствовать на сцене с реальностью, ведь оркестранты подчас находились на расстоянии вытянутой руки.

Работа оркестра, несомненно, сыграла важную роль в успешном исполнении оперы - дирижер не только мастерски управляла оркестром в сложных фрагментах партитуры, но и координировала всех исполнителей на сцене.

После финальных аккордов публика горячо приветствовала всех участников этого необычного действия. Сам композитор отметил, что исполнение этой оперы именно в Казани стало особенно важным для него, как для выпускника Казанской консерватории.

Несомненно, подобные эксперименты важны и нужны: и для исполнителей, совершенствующих свои профессиональные навыки, и особенно для публики, давно отвыкшей от интереса к современной композиторской музыке.