Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

ноябрь 2019
пн вт ср чт пт сб вс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru

Конкурсы

Интервью с Гаммой Скупинским

17.12.2012

***

Вход свободный



«Я РАССЧИТЫВАЮ НА НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

Из Соединенных Штатов Америки в Казань прибыл композитор Гамма Скупинский. Выпускник Казанской консерватории, ученик Лемана и Жиганова, Скупинский готов представить казанской публике мировую премьеру своей оперы «Апостол». Композитор поделился с нами своими мыслями о постановке, проблемах восприятия музыки и Казанской консерватории:

- 25 декабря в ГБКЗ им. С.Сайдашева будет представлена Ваша опера «Апостол». Скажите, почему для Казани было выбрано именно это произведение?

- За последние несколько лет я написал пенталогию, знаете, в пику Вагнеру с его тетралогией. Мы - казанцы - делаем one better. Это пять опер под общим названием «Edge Of Sanity», по-русски можно сказать «на грани безумия». «Апостол» - первая опера из этой серии, одноактная, идет около 70 минут. В Голливуде мы ставили ее в концертном исполнении, потом я приехал в Россию, здесь мы ее показывали в кинотеатре. И тогда Рубин Абдуллин предложил сделать постановку в Казанской консерватории. Это будет настоящая мировая премьера, в Голливуде был концертный вариант.

- Что Вы можете сказать по поводу выбранных солистов?

- Очень хорошие ребята, я очень доволен.

- Вы присутствуете на каждой репетиции?

-  Нет, не хочу мешать процессу. Я свою работу сделал, я написал музыку, а теперь исполнитель должен добавить к этой музыке что-то свое. Понимаете, музыка на бумаге - это музыка на бумаге, она не исполнена. Каждый исполнитель привносит что-то свое, и это как раз то, что мне интересно.

- Как Вы считаете, какое исполнение - голливудское или казанское - может быть ближе к истине, к Вашему замыслу? Для кого Вы писали свою оперу?

- Думаю, здесь не будет сравнений, это разные вещи. Начнем с того, что там я был режиссером постановки, а здесь мы имеем другого режиссера и симфонический оркестр.

- Концертное исполнение состоялось без симфонического оркестра?

- Да, я разработал концепцию другой оперы. Во-первых, во всех моих операх небольшое количество людей, декораций нет, они не нужны. Зато есть видеоряд и виртуальный оркестр. Таким образом, мы хотели по возможности донести оперу в массы.

- Вам не кажется, что звучание живого оркестра для публики, особенно не подготовленной, может быть более сильным впечатлением?

- Нет, Вы знаете, люди сейчас в основном слушают mp3, живую скрипку никто не слышал! Например, возьмите концерт Мендельсона, исполнять его может кто угодно, хоть Спиваков. Перед скрипкой стоит микрофон, перед оркестром - микрофоны, приходит звуковик и может сделать так, что скрипка зазвучит как тромбон. Да, я рассчитываю на новое поколение. Я надеюсь что бабушки, которые помнят «Турандот» и «Кармен» не придут на мою оперу, не сядут в первом ряду, потому что я рассчитываю на тот стиль звука, который существует в pop music. Наше поколение выросло на «The Beatles» и Джимми Хендриксе, а не на Утесове и Шульженко.  Когда рояль пришел на смену клавесину, все говорили: «Это так громко! Кому это нужно?». Двести лет спустя все играют на роялях, но все равно живут орган и клавесин - одно другого не вычеркивает.

- А опера?

- Мою оперу можно ставить даже на стадионах. Я в Голливуде выставлял колонки по три тысячи ватт, это совсем другая эмоция звучания. Поэтому мне так интересно, как это будет звучать с симфоническим оркестром. Давайте вспомним самое громкое произведение XIX века - 9 Cимфонию Бетховена. Так вот, записи «The Who» или Джимми Хендрикса 60-70 годов - в три раза громче. Мы прогрессируем, наше восприятие адаптируется, и теперь, спустя 50 лет после рок-н-ролла у нас нет никаких проблем с громким звуком.

- Как Вам кажется, остается ли актуальным жанр оперы?

- В мире происходит интересный процесс - колоссальный расцвет оперы: строятся театры, пишутся новые оперы, государство это поддерживает. В Америке учреждена государственная организация «Опера Америка», которая каждый год заказывает состоящим в ней композиторам по три новые оперы. Я, кстати, являюсь членом этой организации.

- Союз Композиторов?

- Наподобие! Но эта организация занимается лишь проблемами оперы. В Нью-Йорке открыли всеамериканский центр оперы. В Валенсии построили оперный театр огромных размеров, где опера ставится одновременно на улице и в помещении, на улице около десяти тысяч зрителей и внутри около трех-четырех. Опера сейчас имеет гораздо больший расцвет, чем оркестровая музыка - она понятна широкой публике, там есть текст.

- За оперой будущее?

- Не знаю как насчет будущего, но настоящее уже пришло. Это целая система - оперы транслируются в кинотеатрах, люди одеваются, как на премьеру оперы в Метрополитен, при этом, опять же, они будут смотреть на экран и слушать динамики.

- Наблюдаете ли Вы позитивную динамику в консерваторской жизни Казани?

- Конечно! Знаете, это моя alma mater. Я здесь родился в творческом плане, здесь я учился у Альберта Семеновича Лемана и Назиба Гаязовича Жиганова. Очень отрадно, приехав десятки лет спустя, увидеть такой высокий профессионализм. Я посетил несколько концертов, в частности, я был в Петербурге на концерте Казанской консерватории[1]. Я считаю, что Казань без преувеличения затмила Москву и Ленинград. Культура хора просто потрясающая, традиции Казачкова продолжились, и я был счастлив слышать это все. Я не говорю о качестве музыкантов - Татьяна Халтурина так исполнила концерт Сен-Санса, что ее не отпускали - ей пришлось сыграть финал еще раз. А ведь петербургская публика довольно эрудированная. Я считаю, что Казанская консерватория находится на мировом уровне, и очень высоко. Мы пытаемся сейчас найти точки соприкосновения казанского вуза и Консерватории Новой Англии в Бостоне. В частности, я могу сказать Вам, их очень интересует класс органа, которого у них нет.

- Чего вы сами ждете от казанской постановки Вашей оперы?

- Я много лет отсутствовал, и в России меня уже забыли, поэтому мне приятно родиться второй раз именно в Казани. Возвращаясь к вопросу о причинах столь высокого уровня Казанской консерватории, открою вам секрет: у вас во главе стоит потрясающий музыкант, Рубин Абдуллин. Я просто не могу вам передать, насколько я им восхищаюсь. В мире много органистов. Абдуллин давал концерт в Калифорнии, и люди были восхищены, спрашивали, когда он приедет опять. Когда музыкант стоит во главе музыкального учреждения, это совершенно другой уровень. Я вижу, насколько консерватория обновилась, она превратилась настоящий храм, опять же спасибо руководству и человеку который болеет за это дело.

- Кого Вы ждете на свои концерты?

- Я жду всех, кому это интересно. Знаете, что произошло за последние сто лет? Люди XVIII-XIX столетий в основном интересовались новыми произведениями живущих композиторов. В ХХ веке утерян интерес к новому. Поддержка такого учреждения, как Казанская консерватория очень важна для новой музыки - это историческое дело. Культура Татарстана вдруг открывает свои глаза на весь мир, и становится его частью. Я рад быть частью этого процесса.

- Речь зашла о культуре Татарстана, скажите, пожалуйста, как Вы рассматриваете национальный компонент музыки?

- Здесь есть два момента. Один из них - традиция и традиционное искусство, которые никуда не уйдут, «Во поле березка» никуда не исчезнет. Другой - процесс, который происходит во всем мире: интернет, телевидение, мы открыты влияниям. Каким образом мы применим это к своей культуре, в какой степени мы сможем это впитать, оставшись тем, кто мы есть. Вопрос не в смешении, а в обогащении. Скажем, татарский рок-н-ролл никогда не существовал, однако мы наверняка найдем отдельные образцы. Или татарская музыка, которая раньше игралась на гармошках, а  теперь на электрогитарах. Мы не теряем, мы пытаемся впитать и выразить то же, что и всегда через новые средства. Но, будучи выпускником Лемана и Жиганова, я считаю, что характерной особенностью композитора являются его корни, его отношение к фольклорной музыке.

- Джаз повлиял на ваше творчество?

- В музыкальном плане Америка ассоциируется почему-то именно с джазом, хотя есть много другой музыки. Джаз перестал быть мэйнстримом, к сожалению. Но я пользуюсь джазовыми элементами, хоть это и не является определяющей характеристикой музыки, которую я пишу. Это очень сложный вопрос. Думаю, Вы все поймете сами, придя на концерт и услышав мою музыку.

 

Беседовала А.Н.
 



[1] Молодежный фестиваль хоровой, камерной и симфонической музыки в Санкт-Петербурге