Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

декабрь 2019
пн вт ср чт пт сб вс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru

Конкурсы

Международная научная конференция "Русская музыка в полиэтническом контексте"

27.10.2011

Малый зал Казанской консерватории (Б.Красная, 38)

Вход свободный




   27-28 октября в Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г. Жиганова состоялась Международная научная конференция «Русская музыка в полиэтническом контексте». Форум ученого объединения 43 участника (33 доклада в очной форме, 10 в заочной), среди них 10 докторов наук, 19 кандидатов наук, 20 профессоров, доценты, преподаватели высших и средних учебных заведений, соискатели ученых степеней, преподаватели ДМХШ №16 г. Казани, ДМШ №4 г. Ульяновска, аспиранты, научные сотрудники, консультанты департамента надзора и контроля в сфере образования, фольклористы.
   В сборник материалов конференции вошли доклады носителей субкультур многоликой в национальном и конфессиональном отношении страны - Волго-Уралья (Татарстан, Башкортостан, Марий Эл, Удмуртия), Кабардино-Балкарии, Калмыкии, а также регионы белорусского «пограничья» и Казахстана. География участников конференции обширна: Казань (25), Йошкар-Ола (1), Уфа (2), Ульяновск (1), Минск (1), Астрахань (2), Саратов (1), Саранск (1), Москва (3), Краснодар (1), Нижний Новгород (1), Санкт-Петербург (1), Астана (1), Нальчик (1).
   При знакомстве с Программой поразил широкий охват тем: от духовной музыки Русской Православной Церкви, культурного наследия старообрядческих монастырей, многоголосия мордовской и татарской музыкально-певческой фольклористики, роли русских композиторов в культурно-религиозном пространстве России, ближнего и дальнего зарубежья до бразильской босса-нова в русских тонах.
   Конференцию открыл ректор Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г. Жиганова, профессор, народный артист России и Татарстана, лауреат Государственной премии России Рубин Кабирович Абдуллин, поздравивший всех участников с ее началом, пожелавший успехов в решении задач музыкальных культур финно-угорского, мусульманского, православного миров. Согласно заявленным темам участников форума выступления ученых были разделены на три секции: «Профессиональная музыка в полиэтническом культурном контексте, «Духовная музыка в полиэтническом культурном контексте», «Фольклор в полиэтническом культурном контексте».
   На пленарном заседании выступили: Гилярова Н.Н.: «О взаимодействии  народных традиций в полиэтнической среде Среднего Поволжья» (МГК им. П.И. Чайковского, зав. кафедрой истории русской музыки, кандидат искусствоведения, профессор, председатель правления Российского фольклорного союза); Лобанов М.А.: «Многоголосие и напев как проблема в русской, мордовской и татарской музыкальной фольклористике» (РГПУ им. А.И. Герцена, доктор искусствоведения, профессор; РИИИ, ведущий сотрудник сектора фольклора, Санкт-Петербург); Смирнова Е.М.: «Русские песенные традиции Волго-Уралья в аспекте межнациональных взаимодействий» (КГК им. Н.Г. Жиганова, доктор искусствоведения профессор); Сайдашева З.Н. «Роль русской  музыки в формировании татарской профессиональной музыки» (КГК им. Н.Г. Жиганова, доктор искусствоведения, профессор); Порфирьева Е.В.: «Немецкие музыканты в русской музыкальной культуре Казани ХIХ-ХХ вв.» (КГК им. Н.Г. Жиганова, кандидат искусствоведения, профессор); Рахманова М.П.: «Церковное пение русской эмиграции: манифестация православия в западном мире» (доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник МГИИ, ГММК им. М.И. Глинки, Москва); Сайфуллина Г.Р.: «Российские музыканты в современной культуре Голландии» (кандидат искусствоведения, доцент, Амстердам-Казань); Газиев И.М.: «Влияние русской музыки на формирование концертного репертуара татарских исполнителей начала ХХ века (УГАИ им. З. Исмагилова, кандидат искусствоведения, профессор).
   Секциями руководили: Хадеева Е.Н. (зав. кафедрой музыкально-прикладных технологий, кандидат искусствоведения, доцент); Смирнова Е.М. (доктор искусствоведения, профессор); Карпов Ю.С. (кандидат искусствоведения, доцент).
   Отрадно, что было много музыкальных «приношений»: Бражник Л.В. (доктор искусствоведения, профессор) основные выводы своего доклада «Стилистические тенденции ХХ века в вокальных циклах Анатолия Луппова» подтвердила замечательным исполнением заслуженной артисткой Татарстана Ниной Варшавской и концертмейстером Евгением Коростяковым вокального цикла А. Луппова «Оттепель»; Газиев И.М. иллюстрировал свой доклад граммофонными записями Камиля Мутыги-Тухватуллина и Хусаина Юсупова; Рахманова М.П. продемонстрировала разные линии сохранения традиций церковного пения в Париже: обиход на французском языке с вводом григорианики и византийского элемента - концертные хоры, исполняющие духовную музыку.
   На заседании секции «Профессиональная музыка в полиэтническом культурном контексте» с докладами выступали: Хадеева Е.Н. «Русские композиторы в полиэтническом культурном пространстве Татарстана»; Гилемзянова Э.Э. - «Александр Сергеевич Ключарев: «Пентатоника в русской душе» (Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева, преподаватель); Алмазова Т.А. - «Анатолий Луппов: феномен композитора в полиэтническом пространстве», (кандидат искусствоведения, доцент); Федотова Л.А. - «Александр Миргородский: Музыкальное приношение Салиху Сайдашеву» (кандидат искусствоведения, профессор); Варшавская Н.П.: «Вокальные произведения русских композиторов в классе З. Хисматуллиной» (профессор); Мысина В.Г.: «Роль русских музыкантов в становлении марийской профессиональной музыкальной культуры» (МРККиИ им. И.С. Палантая, преподаватель); Свиридова А.В.: «Образный пласт калмыцкого эпоса «Джангар» в композициях Юрия Гонцова» (кандидат искусствоведения, профессор, Астрахань).
   Секции «Фольклор в полиэтническом культурном контексте» и «Духовная музыка в полиэтническом культурном контексте» шли одновременно. Отдав предпочтение духовной музыке, прослушала пять докладов: Полозова И.В. «Культурное наследие Иргизских старообрядческих монастырей на основе изучения певческих рукописей» (СГК им. Л.В. Собинова, доктор искусствоведения, профессор); Павлова П.А.: «Современная певческая практика Русской Православной Церкви в полиэтническом регионе» (кандидат искусствоведения, преподаватель ДМХШ№ 16 Ново-Савинского района г. Казани); Маклыгин А.Л. «Феномен многоголосия в духовном пении мари и чувашей» (проректор по научной работе, доктор искусствоведения, профессор); Карпов Ю.С.: «Поликонфессиональность церковных хоров в Казани» (кандидат искусствоведения, старший преподаватель); Яковлев В.И. «Колокола как феномен полиэтнической культуры Волго-Уралья» (доктор исторических наук, профессор КГК им. Жиганова).
   Секция «Фольклор в полиэтническом культурном контексте» предложила для прослушивания и обсуждения девять докладов: Шарифуллина Н.М. «Колыбельные песни татар-мишарей Ульяновской области: взаимосвязи и параллели с русским фольклором» (КГУКИ, старший преподаватель); Старостина Т.А. « К проблеме национальных и региональных особенностей ангемитонных народно-песенных ладов» (МГК им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения, доцент); Юнусова Г.Ф. «Татарские колыбельные песни в записях В. Мошкова» (Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова, старший научный сотрудник, Казань); Кузьмина Н.П. «Русские народные праздники и обряды Республики Татарстан в современном бытовании» (КГУКИ, профессор); Павлова И.Ю.; Иванова И.Г. «Современные формы бытования русского фольклора в условиях полиэтнического региона» (КГУКИ, кандидат, педагогических наук, доцент; аспирант); Кондратьева Н.Б. «Русская свадьба Пестречинского района Республики Татарстан» (Департамент надзора и контроля в сфере образования. МОиНРТ, ведущий консультант, Казань); Чугунова Г.И. «Русский фольклор в системе воспитания школьников в полиэтнической городской среде» (ДШИ «Малая академия искусств», заведующая фольклорным отделением, преподаватель, Казань), Болдырева В.Г. «Музыкально-поэтические тексты русских песен в певческих традициях северных удмуртов» (УГУ, доцент; Республиканский музыкальный колледж, преподаватель); Гучева А.В. «Национальная гармоника Кабардино-Балкарии в аспекте межнациональных, музыкально-дидактических взаимодействий» (КБИГИ, Правительства КБРиКБНЦ РАН, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник).
   Конференцию завершил Круглый стол, на котором были заслушаны мнения, впечатления, пожелания участников. Прозвучала (вполне обоснованно) масса лестных эпитетов в адрес устроителей конференции, участников, исполнителей за теплый прием, заботу, проявленную к каждому гостю, за атмосферу, «тональность», царившую в конференц-зале, аудитории № 120, Малом зале, за доброжелательность и заинтересованность слушателей-коллег. Пожелание свелось к возможности дополнительного прослушивания аудио и видеоматериалов после докладов, то есть созданию «Звукоателье». В ответном «музыкальном слове» Александр Львович Маклыгин сыграл на фортепиано импровизации «по-татарски», «по-марийски», «по-чувашски».
   Ярким событием культурной программы конференции стал концерт в Большом Концертном зале им. Салиха Сайдашева «Музыкальные параллели». В нем приняли участие: хор студентов консерватории, «визитной карточкой» которого стала хоровая акварель - драматургически выстроенные хоровые миниатюры (дирижер Юрий Карпов); оркестр народных инструментов «Tatarica», состав которого включает академические народные инструменты (баяны, домры, балалайки), инструменты симфонического оркестра (флейта, кларнет, скрипка, альт, виолончель, контрабас), традиционные-инструменты народов Поволжья (курай, мандолина, домбра, кубыз, гармоника). Дирижер - профессор Р.А. Халитов. Первоклассную школу и высокую музыкальную культуру пения показали вокалисты - студенты и профессор УГАИ им. З.Исмагилова Газиев Идрис (с тат.= «обучающийся») Мударисович (с арабского Мударис=учитель).
   Второе отделение целиком заняли фольклорные ансамбли студентов-этномузыкологов (кафедра в Казанской консерватории создана в 2003 году). Ансамбль под руководством зав. кафедрой татарской музыки и этномузыкологии Л.И. Сарваровой поет в подлинно народной манере, в разных тембрах: пение казанских татар отличается от татар-мишарей, оно - от крещеных татар  (татар-кряшен), тембр и манера пения последних отличны от восточных мари. У каждого народа свой «тембровый облик». Ансамбль исполняет репертуар на разных языках, поскольку в его составе татарки, марийки, башкирка и чувашка. Три фольклорных коллектива представили разные традиции - монодийную (татары-мусульмане), и многоголосную (кряшены, мари, чуваши). Если взять во внимание представителей этнических подгрупп (чуваши делятся на вирьял=верховые, анат енчи=средненизовые, анатри=низовые; мари - на горные, луговые и восточные, а удмурты - на северные и южные), то народы среднего Поволжья и Приуралья образуют фольклорный уникум.
  Автобусная поездка по городу (территория Кремля, мечеть Кул Шариф, набережные рек Казанки и Волги, Арское кладбище с найденной в 2009 году могилой С.В. и А.И. Смоленских, достопримечательности города - храмы Ярославских Чудотворцев, Казанской Божией Матери, Казанский университет и.т.д.) дополнила впечатления не только о кипящей музыкальной, преподавательской, научной, концертной, просветительской жизни консерватории - прекрасного здания на ул. Большая Красная, 38, великолепного Большого Концертного зала (ГБКЗ), но и о самом облике старинного, но молодого душой города.
   Не обошлось без самых ценных подарков (книги: Материалы научно-практической конференции «Казанская государственная консерватория: 65 лет творческого пути», «С.В. Смоленский и отечественная музыкальная культура»; журнал «Казань» (юбилейный выпуск) и, конечно, чак-чак - символ казанского гостеприимства). Низкий поклон за три дня положительных эмоций от дыхания Музыки, атмосферы Творчества, достижений Науки. Молодцы, казанцы!!!

А. Свиридова,
кандидат искусствоведения,
профессор кафедры теории и истории музыки
Астраханской государственной консерватории,
заслуженный работник высшей школы РФ


Международная научная конференция "Русская музыка в полиэтническом контексте"