Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

декабрь 2018
пн вт ср чт пт сб вс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
      
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События

Конкурсы

Браво, студенты!

20.12.2017 Начало в 17:00

Малый зал Казанской консерватории (Б.Красная, 38)

Вход свободный



В Казанской консерватории прошли интереснейшие концерты, оригинальные по своему содержанию. Это были самостоятельные творческие акции студентов консерватории, проявивших себя зрелыми музыкантами-артистами. Оригинальность концертов еще и в том, что инициаторами их творческих концепций выступили музыковедческие кафедры консерватории.

Концерт 22 ноября был организован кафедрой теории музыки и композиции и носил название «Прогулки сквозь века». Это уже ставший традиционным ежегодный отчет студентов-композиторов разных курсов, которые демонстрируют самостоятельные работы в форме фольклорных обработок. В нынешнем году концерт проходил в рамках Международной научно-практической конференции «Современные проблемы ансамблево-оркестрового мышления», проводимой кафедрой. И задание студентам было специфически-конкретным: представить свои работы именно для духовых инструментов. За организацию подобных концертов полностью отвечают сами студенты-композиторы: составляют программу, подбирают исполнителей (студентов). Цель – сформировать уже в период студенчества у молодых композиторов навыки и административно-продюсерские.

 

 

 

На этот раз содержание концертной программы было разнообразным и по стилю фольклорных обработок, и по исполнительским составам. Интонационной основой были песни народов мира: русская, марийская и чувашская, татарская и мордовская, а также китайская, шотландская, греческая и македонская, еврейская и арабская. Стиль обработок выбирали студенты-композиторы. Конечно же, в большинстве случаев авторам хотелось быть оригинальными, созвучными сегодняшним слуховым ожиданиям: с использованием элементов современных композиторских техник; кому-то захотелось оживить свою обработку ритмами массовых музыкальных жанров; кто-то позволил себе молодецки-эпатажное экспериментирование. Все это было интересно, с творческим азартом. Фантазийно пели четыре саксофона, перекликались в ансамбле флейта пикколо и бас-кларнет, гетерофонно сочетались голоса трех фаготов; традиционные хольц-квинтет и брасс-квинтет перемежались с оригинальными ансамблями: флейта с аккордеоном и фортепиано, кларнет+гитара+контрабас+ударные, кларнет+бонг+тамбурин.

 

 

Самой большой похвалы заслуживают исполнители-студенты, которые с видимым удовольствием играли музыку своих коллег-композиторов. Концерт вела студентка-музыковед М. Шатрашанова, короткими комментариями предваряя все номера концертной программы.

Концерт фольклорных обработок, как всегда, вызвал заинтересованную слушательскую реакцию.

 

 

Другой концерт, названный «Новейшая музыка: Диалоги» и состоявшийся 20 декабря, шел под эгидой кафедры истории музыки. Но ее инициатором и подлинным автором является О. В. Сурминова-Скепнер, доцент кафедры музыкально-прикладных технологий.

Это был концерт-праздник! Впечатляет сама программа, в которой представлена панорама музыки ХХ – начала XXI веков, – новая, порою интригующая, редко исполняемая: К. Пендерецкий, Л. Берио, В. Сильвестров, С. Губайдулина, А. Шнитке, А. Пярт, С. Слонимский, Б. Чайковский, Н. Сидельников, Г. Чернов, Д. Смирнов, А. Руденко, Э. Низамов, Ю. Толкач. Отлично показали себя студенты-исполнители: пианисты, струнники, духовики, вокалисты, народники, хоровики. Их самозабвенный энтузиазм покорил!

Хороши были и лаконичные вводные комментарии – о композиторе, об исполняемом сочинении, о технике композиторского письма, – сообщаемые перед каждым исполнением студенткой музыковедом А. Ашировой.

 

Руководящее «око» О. В. Сурминовой ощущалось во всем. При этом поразили серьезность и ответственность студентов, их творческий артистизм и инициатива. Ведь это именно их идея: организовать оркестр народных инструментов (для исполнения симфонии Г. Чернова), создать хоровой ансамбль (и профессионально исполнить непростую музыку из хоровых циклов К. Пендерецкого, Н. Сидельникова и Д. Смирнова), собрать струнный квартет (для исполнения замечательного цикла Ю. Толкача «Монограммы»), трио – флейта, кларнет, фортепиано (с музыкой сонаты Э. Низамова). Прекрасно выступили солисты: пианисты (с исполнением редко звучащей, но интереснейшей музыки В. Сильвестрова, К. Пендерецкого, Л. Берио, С. Губайдулиной, А. Руденко), вокалисты (исполнившие романсы из циклов С. Губайдулиной, С. Слонимского, А. Караманова, Б. Чайковского), скрипачка (со сложной музыкой А. Шнитке).

 

 

Так и хочется воскликнуть: браво, студенты! Жаль, что рамки статьи не позволяют назвать имена всех участников концертов – студентов-исполнителей, композиторов-авторов фольклорных обработок.

Особенная благодарность – преподавателям, чьи смелые и яркие идеи осуществляются в таких студенческих концертах, – Александру Львовичу Маклыгину и Ольге Викторовне Сурминовой-Скепнер.

Концерты, подобные названным выше, вселяют чувство гордости за Казанскую консерваторию, которая воспитывает самостоятельных артистов-профессионалов, настоящих музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов.

 

 

Профессор Федотова Л.А.