Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

сентябрь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
  • События
Опера "Тюляк"

28.04.2017 Начало в 15:22



Стоимость билета: от 200 до 800 р.



Возрождение прекрасного

 

28 апреля 2017 года в Государственном Большом концертном зале имени С.Сайдашева прошла постановка легендарной оперы Назиба Жиганова «Тюляк». Красочный праздник казанской публике подарили творческие коллективы Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова и Казанского музыкального колледжа имени И.В.Аухадеева. Вместе с солистами Оперной студии выступили и ее выпускники – уже состоявшиеся артисты Артур Исламов и Айгуль Хайри.

 

 

Потрясающий своим национально-мифологическим колоритом спектакль за исключением его отдельных номеров до сегодняшних дней оставался незаслуженно забытым. Впервые опера «Тюляк» была исполнена в 1945 году. Двадцать три года спустя Жиганов сделал вторую редакцию оперы, которая получила название «Тюляк и Су-Слу». Художественный руководитель Оперной студии, професcор Альфия Заппарова совместно с доцентом Казанской консерватории Гузель Сагитовой проделали большую работу с музыкальным и текстовым материалом двух версий сочинения.

«В клавире очень много слов было написано неправильно, ― рассказала Гузель Сагитова. ― Я занималась редактированием текста. Кроме того, в советские годы опера подверглась жесткой цензуре. В оригинальном сюжете спектакля чудеса случались потому, что Тюляк был глубоко верующим молодым человеком и совершал намаз. Естественно, во времена СССР эта часть истории оказалась купированной. Мы же придерживались первоначальной сюжетной линии и полностью ссылались на либретто Наки Исанбета».

В результате перед публикой предстала новая редакция оперы с динамичным сюжетом и колоритными действующими лицами. Решение оставить название первой редакции произведения было принято неслучайно. По словам режиссера-постановщика Евгения Артамонова, Тюляк ― главный герой оперы, который является олицетворением простого народа.

 

 

Артистам удалось блестяще передать свои образы зрителям. Положительные герои были преисполнены благородства: хан Алимбек (Артур Исламов) ― в своей величественной стати, Тюляк (Ильдар Рахимов) ― в чистоте души и искренней любви к Родине; женские образы Аембике (Айгуль Хайри) и Су-Слу (Сюмбель Ситдикова) ― в самоотверженной любви. Колоритным персонажем предстал перед зрителями Су Иясе (Ирек Фаттахов) ― «Посейдон» своего края. Сартлан (Руслан Закиров) и Солтан Герей (Айрат Ганиев) ― два злодея, полных коварства и корыстолюбия. Особенно яркой частью оперы стала картина заговора, где раскрываются их предательские замыслы. Действо озарено кроваво-огненной подсветкой – ведь булгарской земле грозит страшная беда. Но, словно луч солнца, сквозь мрак проступают образы Тюляка и Аембике как надежда на спасение родной земли.

 

 

Одна из главных особенностей новой интерпретации ― соединение в одном повествовании прошлого и настоящего. Повествование ведется как бы четырьмя молодыми археологами (Ильгиз Мухутдинов, Айгуль Гардисламова, Ильнар Давлетшин и Нурзия Сабитова), которые приподняли завесу былых времен и во всей полноте представили современникам красивую легенду. В некоторые моменты историческая картина на сцене замирала, и рассказывать о событиях прошлого продолжали искатели древности (Ильгиз Мухутдинов и Айгуль Гардисламова), исполняя партии Тюляка и Аембике.

Идея совмещения разных временных пластов принадлежит режиссеру, выпускнику ГИТИСа Евгению Артамонову, который поделился историей ее возникновения: «Опера была написана Жигановым в 40-е годы, в это же время в нашей местности археология бурно расцветала как наука. Мне показалось, что темы несколько перекликаются друг с другом: время написания оперы и наше время; легенда и архаика региона».

Общую панораму впечатлений дополнила красочная хореография с участием суровых воинов с саблями и прекрасных, нежных девушек древней Булгарии. В их роли выступили исполнители театра танца «Сайдаш». Украшением оперы стали хоровые номера в исполнении Смешанного хора Казанского музыкального колледжа и актеров музыкального театра Казанской консерватории. Красоту и мощь музыки Жиганова представил оркестр «Tatarica» и группа Симфонического оркестра консерватории под руководством заслуженного деятеля искусств РТ Рината Халитова.

 

 

Постановка «Тюляк» ― важное событие в культурной жизни Казани. Возрожденная опера предоставила зрителям возможность соприкоснуться с национальными истоками ― историей и мифологией родного края. Хочется верить, что теперь это произведение получило вторую жизнь и прозвучит еще не раз, выполняя высокую просветительскую миссию и даря своим зрителям духовную пищу.

 

 

Дария Шарафутдинова