Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

август 2019
пн вт ср чт пт сб вс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru

Конкурсы

Завершил работу региональный фестиваль "Пианофорум-2012"

12.03.2012

Государственный Большой концертный зал имени С.Сайдашева

Вход свободный



По следам «Пианофорума»

  Завершил свою работу региональный фестиваль «Пианофорум -2012», организованный кафедрой специального фортепиано Казанской консерватории. Фестиваль этот проводится далеко не первый раз, и первоочередной задачей его устроителей является смотр достижений фортепианных отделений региональных училищ.

  Несмотря на отсутствие денежных поощрений, смотр приобретает всё большую популярность среди педагогов средних специальных учебных заведений - Татарстана, Марий Эл, Чувашии, Удмуртии, Мордовии, а также Ярославля. Участникам, помимо самого смотра, который проходил в три этапа, - в течение трех дней слушались выступления участников трех училищ - предлагалось посетить иные мероприятия в рамках форума: лекции профессоров кафедры фортепиано, получить индивидуальные консультации педагогов консерватории, а вечером побывать на концерте, приуроченном специально к форуму. Стоит отметить, найденная форма явилась наиболее приемлемой для конкурсантов. Первый же день конкурсного прослушивания выявил  высокий уровень профессиональной подготовки молодых пианистов. Поразила даже не смелость выбранной программы не училищного, скорее - консерваторского уровня, но уверенное владение инструментом. Разумеется, не обошлось без потерь и небольших погрешностей, ведь само явление «конкурс» как таковое не могло не подтолкнуть его участников дать волю эмоциям и проявить волнение. В состав жюри вошли: заслуженный деятель искусств России и Татарстана, профессор Эльфия Бурнашева, заслуженный деятель искусств Удмуртии, профессор Виктор Столов, кандидат искусствоведения, профессор Стелла  Федосеева, преподаватель кафедры специального фортепиано КГК, доцент Гузалия Айнатуллова и заслуженный деятель искусств Туркменистана, профессор Александр  Стариков.
   После окончания прослушиваний желающим были предложены  лекции профессора Флоры  Хасановой о методах работы над вариациями строгого стиля, и  профессора Александра Старикова, который представил слушателям главы и основные положения переведенной им же книги Гарольда Шенберга «Великие пианисты: от Моцарта до наших дней». Аудитории представилась редкая возможность ознакомиться с малоизвестными фактами сценической деятельности великих классиков. Стоит отметить, что заинтересованных в данной проблематике оказалось  предостаточно: в зале, помимо педагогов, находились и юные конкурсанты, и зрители - преподаватели детских музыкальных школ, и сами члены жюри.
   Но, пожалуй, событийным центром первого дня фестиваля стал концерт профессора, заслуженного деятеля Республики Татарстан Сергея Николаевича Работкина, исполнившего «Симфонические этюды» Шумана и Третью фортепианную сонату Брамса. Разумеется, публичное выступление мастера такого уровня, как Работкин, всегда вызывает повышенный интерес со стороны слушателей. По окончании концерта своими впечатлениями  поделились педагоги - Эльфия Бурнашева и Стелла  Федосеева.

  Э.В.Бурнашева:
- Мы должны понимать, что мы живем и работаем рядом с выдающимся музыкантом, который именно сейчас в этих обстоятельствах и в этом возрасте достиг, вероятно, пика своей формы. Его исполнительский дар, его совершенная искренность и стремление очень подробно расшифровать все, что композиторы заложили в своих сочинениях, проявилось в его сольном концерте особенно ярко. Гармоничное сочетание духовной насыщенности и совершенной формы подарило нам новое знакомство с «Симфоническими этюдами» Шумана. С. Работкин - убежденный пропагандист фортепиано как инструмента громадных, еще не до конца раскрытых возможностей. Он постоянно ищет новые и новые приемы звукоизвлечения, добывая целый спектр небывалых звуковых красок. Я думаю, что концерт Сергея Работкина стал центральным событием «Пианофорума»!

  С.Л.Федосеева:
- Сергея Николаевича я слушаю с тех времен, когда он еще был пятикурсником Московской консерватории. Стиль его игры мне очень понятен, как бы сложен он ни был, он о многом говорит, раскрывает бесконечные горизонты и особенно это ценно в тех сочинениях, над которыми он  неоднократно работал со студентами, и много раз слышал на концертной эстраде.
  Концертная программа Работкина всегда чрезвычайно трудна и насыщенна. Очевидно, что исполнитель вложил в музыку огромную часть своей души, эмоций и размышлений. Этот концерт для любого музыканта должен явиться поводом  для раздумий, анализа, поисков.
Последующие два фестивальных дня проходили по тому же сценарию: утро было отведено для прослушивания конкурсантов, в обед участники форума посещали лекции, вечером же зал снова наполняла музыка. На сцене выступали ученики профессоров Ирины Дубининой и Эльфии Бурнашевой. Второй вечер по праву мог именоваться «Шопенианой»: вдохновенно и экспрессивно звучали в исполнении студентов Скерцо, Сонаты, Фантазии и Экспромты Шопена. Концерт студентов Э. В. Бурнашевой был одним из концертов цикла «Из истории фортепианного концерта». На этот раз были исполнены концерты, написанные для левой руки. Все они были заказаны композиторам П. Витгенштейном, потерявшим правую руку в Первой мировой войне.
Концерт Б. Бриттена прозвучал в Казани впервые. Необычная программа вызвала живой интерес у публики. Успеху концерта способствовали великолепные аккомпанементы, исполненные О. Шмаевским и Т. Халтуриной.
   Впрочем, вернемся к специфике самого фестиваля. В этот раз он проходил в  формате, новом для слушателей и организаторов.
  Во-первых, трансформировалась сама форма проведения фестиваля с привычным смотром молодых исполнителей. «Форумчанам» посчастливилось стать участниками «Открытого регионального конкурса учащихся фортепианных отделений средних специальных учебных заведений». Такого рода конкурсная составляющая, по словам члена жюри Эльфии Бурнашевой, появилась для того, «чтобы повысить интерес к мероприятию. И хотя денежных премий регламент не предусматривал, у нас   были замечательные книги, и, разумеется, сами дипломы открытого регионального конкурса. Ведь статус этих дипломов очень высок». 
  Конкурсная основа фестиваля действительно вызвала неподдельный интерес к мероприятию со стороны участников. Заявки на участие были поданы из Уфимского, Чайковского, Ярославского музыкальных училищ, не говоря уже о наших непосредственных «соседях» - гостях из Йошкар-Олы и Чебоксар, а также  училищ Республики Татарстан.  Последовательное расширение географии участников  - несомненный успех организаторов «Пианофорума».
  Во-вторых, программные требования отныне не декларируются оргкомитетом конкурса, что так же привлекло большее количество участников. Более того, отсутствие жанрово-стилевых регламентов, сделало более интересной и разнообразной и саму работу жюри. Диапазон исполненных произведений охватил  сочинения композиторов, в представлении не нуждающихся, и тех, чье имя еще  известно не всем. Речь идет о таких сочинениях как пьеса «У стены плача» молодого композитора, выпускника, а ныне - аспиранта, Казанской консерватории Эльмира Низамова, и пьеса японского композитора Ниими.
  В - третьих, успешное и ровное по уровню мастерства выступление многих участников форума поставило перед членами жюри непростую задачу - охватить всех юных музыкантов, чья искренность и профессиональная заинтересованность не вызывала сомнений. В итоге корифеи пришли к «Соломонову решению»: помимо того, что премии дублировались, были выбраны лауреаты дополнительных 4й и 5й степеней.
Итоги конкурса, думается, оказались  удовлетворительными для большинства его участников. Шутка ли, 27 человек из 35 выступавших были награждены дипломами и получили памятные подарки. Это, несомненно, говорит о высоком уровне подготовки молодых пианистов. Дипломантами в различных номинациях стали 9 человек, среди них:
  Ксенофонтов Евгений (г.Чебоксары) получил диплом за исполнение кантиленной пьесы; Братштейн Евфалия (г.Набережные Челны) - за исполнение классического сочинения; Киреев Кирилл (г.Саранск) - за романтическое сочинение; Алимова Екатерина (г.Альметьевск) - за виртуозное исполнение; Таныгина Анна (г.Йошкар-Ола) - за исполнение романтического сочинения; Мещанинова Софья (г.Нижнекамск) - за исполнение современной пьесы; Давыдова Ирина (г. Нижнекамск) - за исполнение кантиленного сочинения; Юферева Мария (г.Ижевск) - за полифоническое сочинение; Чукавина Анастасия (г.Ижевск) - за виртуозное исполнение.
Дипломантами конкурса стали 5 человек: Железнякова Елена (г.Чебоксары), Калинина Анастасия (Йошкар-Ола), Латышева Анастасия (Казань), Землякова Анна (Казань), Сафин Эдуард (Альметьевск ).

  Лауреатами пятой степени стала Купцопа Кристина (Ижевск), четвертой -Суворова Татьяна (Ярославль) и Петрова Надежда (Альметьевск), третьей - Исхакова Екатерина (Альметьевск), Салтыков Григорий (Ижевск) и Вахрушева Мария (Ижевск), второй - Жутин Дмитрий (Казань), Фонарев Владислав (Йошкар-Ола) и ГизатуллинаРезида (Набережные Челны), первой - Ермолаева Юлия (Казань), Отмахов Сергей (Йошкар-Ола ) и Коротков Никита). Гран-при достался Феоктистову Александру (Чебоксары).

  По окончании форума и круглого стола нам удалось побеседовать с заведующей кафедрой специального фортепиано Казанской консерватории Эльфией Вафовной Бурнашевой, Стеллой Леонидовной Федосеевой, педагогом Республиканского музыкального колледжа г. Ижевска Корепановой Тамарой Ювенальевной, среди воспитанников которой -  известный пианист Евгений Михайлов, а также услышать мнения непосредственных участников форума - молодых конкурсантов.

  Э. В. Бурнашева:
- Сегодня прошел круглый стол, в рамках которого участники обменялись мнениями о целесообразности таких встреч, о том, как строить дальше наши взаимоотношения. Приехавшие на форум педагоги выразили огромную благодарность. На мой взгляд, такие встречи интересны, поскольку они являются панорамой того, что делается в близких к нам училищах, да и не только близких. Ведь были представлены такие города, как Ярославль, чего раньше не было. Оказалось, что у каждого училища, во-первых, существует свой собственный «почерк», во-вторых, - свой путь. Кто-то переживает подъем, кто-то, надеюсь, временный, - спад. А это зачастую зависит и от «материала», от того, какие студенты попадают в руки педагога. Не секрет, не всегда ученики - это по-настоящему талантливые люди. Но работают наши коллеги с колоссальным энтузиазмом! А они давно уже наши коллеги, несмотря на то, что бόльшая часть - это бывшие выпускники консерватории, наши ученики, и ученики наших учеников.
  Были очень серьезные выступления,  порадовавшие нас сочетанием талантливости ученика и зрелости работы педагога. Это я могу сказать  о Казанском музыкальном колледже, который очень хорошо показал себя, и, как результат, звание лауреата конкурса присвоено студентке КМК. Также хочется выделить по качеству работы Чебоксарское училище, которое всегда радует нас своим уровнем. Гран-при, который мы изначально не собирались давать, получил студент именно Чебоксарского училища. Прослушивание показало, что достойных поощрения музыкантов больше, чем наград, потому нам пришлось давать по три премии, и даже добавить 4-ую и 5-ую. Получилась группа абсолютно профессионально годных и заинтересованных молодых людей. Наверное, это самый большой плюс, который мы можем поставить, суммируя все впечатления. Ведь очень важно, чтобы люди шли в профессию, чтобы оставались в ней, и чтобы делали это с удовольствием.
  Нашими коллегами была предложена серия мероприятий, которая понравилась участникам: это и концерт Работкина, произведший ошеломляюще впечатление, особенно исполнение Шумана; прекрасный концерт учеников Дубининой, которым удалось сохранить черты школы - благородство звучания, благородство фразировки. Всё это было по достоинству оценено  нашими гостями. Так же хочется отметить две очень интересные и содержательные лекции, прошедшие в рамках форума.
Форум, я считаю, в целом очень результативным. Так же как и форум, посвященный Ференцу Листу. Разумеется, такие вещи стоят больших усилий и напряжения. Поэтому я благодарю участников, наших коллег, оргкомитет, совершенно незаменимую Александру Илюхину: благодаря ей форум прошел с отсутствием перебоев и недоразумений. Все участники были обеспечены и классами, и информацией, и, что самое главное, доброжелательным отношением.

  Ивацкая Н. (Саранское музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова):
- Мне хотелось бы поблагодарить организаторов фестиваля, поскольку участникам были предоставлены все условия: нас обеспечили жильем, репетиториями. Желание приехать в Казань вызвано стремлением познакомиться с профессиональным уровнем участников форума, кроме того, мне хотелось посмотреть и сам город, который  является столицей музыкальной культуры Поволжья.

  Федосеева С. Л.:
- То, что делает Казанская консерватория и кафедра в частности,  - огромное дело! Поскольку, как бы банально это ни звучало, в наше время, когда уменьшаются приемы в музыкальные вузы, в колледжи, музыкальные школы, поддержка «музыкального братства» с помощью фестиваля бесценна! Не говоря уже о том, что это - место встречи людей, которые любят и знают друг друга, более того, это - встреча разных поколений, это - встречи профессоров с бывшими учениками, которые в свою очередь привезли на форум уже своих воспитанников. Замечательно и то, что города региона Поволжья «прикипают» к Казани. Это уже говорит об уровне фестиваля. Мы обменялись мнениями с членами жюри и сделали вывод о том, что уровень очень достойный. Для нас очень важно, что эти ребята -3, 4 курс училища, - в дальнейшем могут стать нашими студентами, и мы с удовольствием ждем эту смену.

Т. Ю. Корепанова:
- «Пианофорум» мы очень любим, всякий раз стараемся приехать с учениками. Для нас это настоящий праздник, поскольку выезжаем мы довольно редко. Здесь же мы слушаем уровень других училищ, повышаем собственную квалификацию. Программа форума очень интересная, особенно, разумеется, понравился концерт Сергея Работкина. Уровень училищ в целом очень высокий. По традиции, организация здесь всегда замечательная: очень тепло встречают. Если будет возможность, обязательно приеду на следующий «Пианофорум».

  Киреев К. (Саранское музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова):
- Это не первый мой приезд на форум. Я уже был на нем в позапрошлом году. В этом году я оканчиваю училище, потому вопрос об участии в форуме встал сам собой. Впечатлений масса! Понравилась и организация, и концерты.

  Чукавина А. (Республиканский музыкальный колледж г. Ижевска):
- Мне очень понравилось на форуме, выступающие здесь играют с большой отдачей, и это ощущается. Мне показалось, что уровень конкурсантов из Казани более высокий, чувствуется серьезная подготовка. Понравилось отношение оргкомитета -  нам были предоставлены классы для репетиций с хорошими инструментами. Разумеется, особое впечатление  произвел  рояль в зале. В Казани я не впервые, но город этот люблю, думаю, приезжаю сюда не последний раз.

  Г. Салтыков (Республиканский музыкальный колледж г. Ижевска):
- Впечатление очень хорошее. Здорово, что предоставлены классы для занятий, более того, время пребывания в них  не ограничено жестко. Удобство и в том, что после выступления можно было побыть в классе наедине с собой и подумать о собственном выступлении, об ошибках и удачных моментах. Не на каждом конкурсе предоставляются такие условия. Очень понравился концерт Сергея Работкина.
  Хотя мне показалось, что концертный рояль несколько кричащий, и клавиатура  несколько жестковата. Было сложно играть piano. Но в любом случае, звучание «Стейнвея»  ни в какое сравнение не идет с нашими инструментами.

  Итак, очередной «ПИАНОФОРУМ» завершен. Остается пожелать удачи его участникам, сил - организаторам, и - ждать следующего фестиваля.

  Материалы подготовила Н. Красильникова