Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

октябрь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь
  • Международная жизнь

Конкурсы

Консерватория - достопримечательность международного уровня.

Казанская государственная консерватория - один из бессменных хранителей культурного наследия нашего края и поистине предмет гордости жителей нашего города. Этой осенью возможность познакомиться с одним из ведущих музыкальных вузов страны получили и гости столицы, прибывшие из США.

strangers.jpg

Казалось бы, иностранная аудитория для консерватории давно привычна - творческие коллективы ведут успешную гастрольную деятельность и принимают участие в концертах за рубежом, однако теперь международное общение приобретает новую форму. Этой осенью Казанская консерватория наряду с памятниками Кремля, Раифским монастырем, старинными особняками и пешеходными улицами была включена в экскурсионный тур для целого ряда иностранных групп.

В сентябре гости из Соединенных Штатов побывали в консерватории уже трижды, экскурсии для них с большим энтузиазмом провела преподаватель кафедры теории музыки и композиции Елена Анисимова. В ходе этих небольших прогулок по консерватории иностранцы успели послушать органную музыку, познакомиться с основными направлениями деятельности вуза, и даже посетили небольшой концерт. Для гостей вуза выступили студенты, аспиранты и преподаватели консерватории, лауреаты международных и всероссийских конкурсов: А. Воронина (орган), А.Имашев (баритон), А. Закиров (виолончель), Г.Бескембиров (фортепиано), М. Нагорнов (гитара), А. Хисматуллина (сопрано), Д. Сгонник (кларнет), З.Шамсутдинова (домра), М. Ефремова (домра), К. Егорычев (фортепиано), Т. Максимова (фортепиано), А. Клявина (фортепиано), О. Мацко (фортепиано), А.Уланова (флейта), А.Сорокина (фортепиано).

По словам самих гостей консерватории, наибольшее впечатление на них произвели не мечеть Кул Шариф и не Петропавловский собор, а именно Казанская консерватория:

«Я слышала много музыки в моей жизни и считаю, что это было лучшее, что я когда либо слышала. Это было профессионально, технично, абсолютно впечатляюще».

«Все услышанное нами сегодня поражает эмоциями, чувствами музыкантов. В этом заключена не только красота их исполнения, они играют с таким чувством, которое я не могу просто объяснить словами...Это прекрасно! Знаете, они сами полностью погружены в музыку и дают нам почувствовать тоже самое».





Лео Кремер: «Я пользуюсь пластиковыми палочками - они не ломаются».

Немецкий органист и дирижёр Лео Кремер снова навестил столицу Республики Татарстан - Казань. Под руководством маэстро в ГБКЗ им. С. Сайдашева состоялся концерт под названием «Gloria», в котором приняли участие Симфонический оркестр и Хор студентов Казанской государственной консерватории.

В 1971-2009 гг. Лео Кремер занимал пост титулярного органиста знаменитого Шпайерского собора (в городе Шпайер, Германия), с 1990 г. был также соборным капельмейстером. Как органист считается, прежде всего, специалистом по произведениям Иоганна Себастьяна Баха. Руководил различными хоровыми и камерными коллективами в Сааре (Германия). В 1991-1993 гг. возглавлял Эстонский национальный симфонический оркестр. В настоящее время Кремер постоянно выступает с камерным составом оркестра Санкт-Петербургской филармонии и гастролирует по всему миру.
Нам удалось встретиться с ним и расспросить известного дирижера о предпочтениях и планах на будущее.



- Лео, где Вы начали обучаться музыке?
- Мои музыкальные занятия начались в семье. Мои родители были очень простыми людьми. Папа работал на шахте. Он очень любил музыку, мечтал стать музыкантом, но во времена его детства было трудно с деньгами, не было возможности учиться музыке. Папа замечательно пел - у него был бас. Первые впечатления детства связаны именно с тем, как мои родители пели. Каждый день, за столом перед едой - сначала звучала песня.
Еще одно детское воспоминание - хор, мама пела в церковном хоре. А я слушал...

- В Вашей родословной были музыканты?
- Только любители. Они пели в хоре, очень хорошем большом любительском хоре, давали концерты, исполняли оратории Гайдна, Генделя - например «Мессию», мессу Бетховена.

- Вы ощущаете какую-то невидимую связь с великими музыкантами- соотечественниками?
- Знакомство с музыкой началось именно с их произведений. Когда мне было 10-11 лет и я учился играть на органе, то исполнял все сочинения Баха, Мендельсона, Листа, Регера, Шумана.

- У вас есть любимые композиторы?
- (смеется) Музыка - моя любимая. Хотя, конечно, есть несколько больших имен. Как в здании есть комнаты, стены, есть и основные камни, фундамент, так и в музыке есть свои большие глыбы. Бах, венские классики - Гайдн, Моцарт, Бетховен, представители немецкого барокко - Телеман, Гендель, сыновья Баха Карл и Филипп. Музыка настолько богата, что невозможно выделить только одного любимого композитора. Когда я работаю с музыкой - я весь в ней. Я ведь не слушаю музыку так, как слушает ее публика.

- А как насчет любимого дирижера?
- В каждой эпохе свои герои. В XIX веке жили замечательные дирижеры, взять, к примеру, только Германию: Фуртвенглер, Бузони, Р. Штраус. И в XX веке было много превосходных дирижеров, таких как Арнонкур, например. Мои великие и любимые дирижеры - Серджиу Челибидаке, Гюнтер Ванд, Ойген Йохум - те, у которых я учился. Сейчас на небосклоне дирижерского искусства сияют звезды Саймона Рэттла - дирижера Берлинского филармонического оркестра, и Роджера Норингтона.

- Вы сочиняете сами?
- Да, сочиняю, не так много, конечно. У меня есть произведения для оркестра, для хора, для органа и для духового оркестра. Также есть и церковная музыка.

- У Вас есть свой собственный орган?
- Да. У меня дома. Маленький орган.

- Вы дирижируете произведениями русских аторов? Чем отличается работа над ними от работы над произведениями европейских композиторов?
- Много дирижирую. Конечно, для меня наиболее близкой по духу является музыка XIX-XX веков в России. В XIX веке - это Чайковский, но не только, я еще очень люблю музыку Глинки, например. Также я дирижирую музыкой русских композиторов XX века - Шостаковича, Прокофьева, Стравинского.
Работа ничем не отличается. Взять, к примеру, Чайковского: он величайший, идеальный, также как и Моцарт. Он говорил: «Для меня Моцарт величайший композитор, и мне нравится сочинять как он».
Музыка Чайковского очень близка европейским странам, ведь он учился композиции у наших немецких композиторов. Уже в XIX веке композитор имеет международные связи. Для меня особым моментом в русской музыке XIX века является ее эмоциональность.

- На сколько месяцев или лет вперед расписан ваш график?
- О, ненамного вперед. Может быть, на полтора-два года. Но не стоит об этом.

- Вы часто путешествуете. Какие музыкальные тенденции вы наблюдаете в мире?
- Мне нравится музыка разных стилей, разных стран, разных эпох. Будь то узкое направление барочной музыки, или классика, или масштабная музыка романтиков - большой оркестр, большие соло и хоры - я люблю все. Моя душа открыта всему. Если это музыка Монтеверди - я изучаю партитуру и стиль того времени. В субботу я могу дирижировать музыкой Монтеверди, а в понедельник - музыкой Чайковского, например. Это мне очень интересно.

- Доказано, что классическая музыка хорошо влияет на здоровье людей. У вас, наверное, крепкое здоровье?
- Да! Я думаю, что для дирижера это необходимо. Он должен быть лидером. В оркестре бывает 60, 70, 80 человек. Я - один. Они все ждут моего импульса, который я им дам, я должен послать его каждому сидящему в оркестре.
Самое важное для коллектива - будь то маленький ансамбль или большой оркестр - это создание единого целого из множества индивидуальностей. Все должны объединиться одним духом.

- Сколько вы уже сломали дирижерских палочек?
- (смеется) Не так много. Я пользуюсь пластиковыми палочками - они очень эластичные, не ломаются, даже когда я эмоциональничаю. Главную эмоцию ты должен уметь показать оркестру без палочки, только при помощи рук и глаз.

- Вы любите современную музыку?
- Да, конечно. Я ее очень люблю, и дирижирую ею, и сам исполняю. Играю на органе сочинения Мессиана, Шенберга, например. Да я и сам сочиняю в таком стиле, импровизирую на органе на концертах.

- Где вы ищете вдохновение?
Внутри себя. Я нахожу вдохновение в самой музыке. Когда я открываю партитуру - я уже получаю импульс.

- Как Вы относитесь к тенденции рок-групп использовать симфонический оркестр в своих концертах?
- Это их право. Есть музыка академическая, есть другие направления, иногда они соединяются. Почему нет?

- Каковы Ваши творческие планы на ближайший год?
- О, их очень много. У меня есть свой фестиваль в Германии, который мы планируем провести в следующем году. Также Германия стала центром проведения фестиваля музыки Баха и Моцарта в следующем году. Сейчас я уже задумываюсь об организации фестиваля, о его музыкальной программе.
Планирую поездки в США, Южную Америку, Мексику в качестве дирижера, а также с мастер-классами для органистов и певцов.

- Есть ли у вас ученики и чему лично Вы никогда не перестаете учиться?
- Да, конечно, ученики у меня есть. А мне каждый день необходимо изучать новые партитуры, и заниматься на органе для себя - это постоянно. Вспоминая предыдущие концерты, я стараюсь сделать некоторые выводы и иду дальше. И так же как вода необходима рыбе, так и музыка - мне.

Беседовала Дина Хакимова



ECMTA Информационный бюллетень № 12

Осенняя встреча 2012 в Казани

Автор Э. Ротштейн (перевод на русский язык В.Сепешвари)

Благодаря гостеприимству Казанской государственной консерватории и ее ректору Рубину Абдуллину, представители ECMTA из Италии, Финляндии, Швеции, Польши, Эстонии, Великобритании и России смогли принять участие в Осенней встрече ECMTA 18-20 ноября в рамках Международного фестиваля камерных ансамблей. Фестиваль является частью традиционных "Курсов высшего ансамблевого мастерства", открывшихся в 1990 году. Инициатором и руководителем на протяжении 15 лет являлась Татьяна Гайдамович (1918-2005), чей вклад был не раз отмечен на этом мероприятии. Приглашение для участия в фестивале Европейской ассоциации камерных ансамблей было осуществлено также при поддержке Александра Бондурянского, президента Ассоциации камерной музыки Международного союза музыкальных деятелей, который в свою очередь поддерживал проведение фестиваля в течение многих лет.

В мероприятии приняли участие 47 студенческих ансамблей из 21 консерватории, в программу фестиваля также вошли концерты, мастер-классы, форум членов ECMTA и семинар-конференция по педагогике камерной музыки во главе с русскими коллегами из пяти разных вузов. В дополнение к выступлениям студенческих ансамблей и Камерного оркестра Казанской консерватории, для участия в концертах были приглашены выдающиеся мастера: Михаил Гантварг, Александр Бондурянский, Рубин Абдуллин, Андрей Каминский, голландский пианист Фредерик Воорн и фортепианный дуэт Силиванова / Пурыжинский.

Проректор по концертно-творческой деятельности и международным связям Казанской консерватории Елена Хакимова руководила командой старательных сотрудников, студентов, преподавателей, не говоря уже буквально об армии помощников, состоящей из ассистентов по сцене, ведущих концертов, переводчиков, сотрудников технической поддержки и службы питания, водителей и гидов. Создавалось впечатление, что все проходило легко и непринужденно. Динара Галеева, профессор Казанской государственной консерватории, с которой многие из нас имели удовольствие познакомиться в Таллинне, служила верным посредником между членами ECMTA и местными преподавателями. Она также выступила с эмоциональной и очень информативной речью об организации обучения камерной музыки в России на семинаре учителей.

Несмотря на то, что каждый день был плотно занят преподаванием, выступлениями и концертами, наши хозяева сумели найти время для двух экскурсий по городу, которые позволили участникам открыть для себя город и полюбоваться местной архитектурой, а также больше узнать об истории как города, так и региона. Можно сказать, что большая часть визита была посвящена истории культуры, которая включала в себя историю Международного фестиваля камерных ансамблей и программу камерной музыки в Казани. В ходе встречи было также много упоминаний о торжественных событиях в Санкт-Петербурге, посвященных 150-летию со дня основания старейшей в России консерватории.

Большую благодарность выражаем преподавателям мастер-классов из ECMTA: Роберто Галлетто, Кейо Ахо, Александру Бондурянскому, Анне Прабуцка-Фирлей, Кшиштофу Сперски, Эвану Ротштейну и Михаелю Тсалка. Они работали параллельно с выдающимися российскими коллегами: Аллой ЖоховОЙ (Санкт-Петербургская государственная консерватория), Ириной АНАСТАСЬЕВОЙ и Георгием ФЕДОРЕНКО (Академия музыки имени Гнесиных). Все они посвятили множество щедрых учебных часов преподаванию. Мы все были поражены любознательностью и открытостью студентов, и поэтому мы особенно благодарны их учителям, которые сумели привить своим ученикам этот дух стремления к познанию и любовь к камерной музыке, а также за то, что они любезно согласились поделиться с нами своими студентами на несколько часов.

Большое спасибо участникам Форума членов - Милене Брентц и Валерии Шеляпиной, Роберто Галлетто, Михаелу Тсалка, Динаре Галеевой, Александру Бондурянскому и Эвану Ротштейну - и отличным переводчикам и сотрудникам технической поддержки: без их помощи было бы гораздо меньше надежды на диалог и взаимопонимание. Музыка, может быть, и является универсальным языком, но мы пока еще не научились обмениваться разными видами информации, не прибегая к словам!

Отдельное спасибо нашим русским коллегам-участникам семинара-конференции (некоторые из них не смогли представить свои доклады из-за нехватки времени, но все они были приглашены опубликовать свои работы на сайте ECMTA): Зиля Юльякшина, Татьяна Сорокина, Ольга Степанова, Ольга Пятницкая, Татьяна Щикунова и Александр Маклыгин. Этот семинар был особенно полезным и информативным для тех участников ECMTA, кто был меньше знаком с историей обучения камерной музыки в России и с музыкальными традициями Татарстана.

Общее настроение встречи характеризовалось взаимным уважением, теплотой и дружбой, а также желанием сотрудничать и работать вместе. На концерте-открытии председатель Эван Ротштейн высоко оценил инициативу этого фестиваля и выразил благодарность от имени ECMTA за приглашение принять участие в данной встрече. Он напомнил слушателям, что "когда ECMTA была основана в 2007 году, толчком к ее созданию послужила идея развития музыкальных и человеческих качеств в процессе занятий камерной музыкой. Эти качества являются основопологающими как в музыкальном образовании, так и в развитие личности музыканта. Мы убеждены, что взаимопонимание, которое рождается в процессе занятий камерной музыкой, может стать хорошей моделью для современного общества. Не сомневаюсь, что подобные события, участниками которого мы являемся, объединяют людей разного происхождения для того, чтобы научиться лучше прислушиваться друг к другу через музыку, а также найти дорогу в более гармоничное будущее."

Фото-галерея с мероприятия по ссылке www.ecmta.eu