Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

декабрь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология
  • Этномузыкология

Конкурсы

СОЛЬФЕДЖИО (письменно и устно), ГАРМОНИЯ (устно):

1. Записать двухголосный диктант (8-10 тактов) гармонического склада с мелодически и ритмически развитым нижним голосом. Примерная трудность: Кириллова, Попов. Сольфеджио. Ч.1 (1971), с. 191, № 42.

Диктант исполняется 8 раз.

2. Определить на слух:

а) тональность по данному тону «ля» по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;

б) вид лада в исполненном фрагменте народной песни или фрагменте из сочинения композитора;

в) интервалы - простые, составные, мелодические и гармонические;

г) аккорды в элементарном или четырехголосном изложении:трезвучия всех видов с обращениями, септаккорды с обращениями, альтерированные субдоминанты и доминанты. Назвать звуковой состав (по вертикали);

д) гармоническую последовательность (возможно - в отрывке из произведения в простой фактуре), включающую функциональную или энгармоническую модуляцию в тональности 1-й и 2-й степени родства.

3. Спеть:

а) после двух-трех прослушиваний запомнить и спеть мелодию народной песни (4-8 тактов) с названием нот. Примерная трудность: А. Л. Островский, С. Н. Соловьев, В. П. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. № 347;

б) с листа (сольфеджируя или с текстом) мелодию народной песни или мелодический фрагмент из сочинения композитора, включающий характерные интонационные и метро­ритмические особенности народной песенности. Примерная трудность: Кириллова, Попов. Сольфеджио. Ч.1 (1971), с. 234, № 57, с. 235, № 61;

в) с листа двухголосный пример (сольфеджируя или с текстом, в ансамбле или играя один из голосов на фортепиано). Примерная трудность: Кириллова, Попов. Сольфеджио. Ч.1 (1971), с. 298, № 14.

4. Выполнить гармонический анализ фрагмента музыкального произведения. Примерная трудность: Хрестоматия по гармонии, сост. Н. Привано. Ч. IV (1973), № 327, 388; С. В. Рахманинов. «Я жду тебя».

5. Исполнить на фортепиано:

а) гармонические секвенции (диатонические и хроматические). Примерная трудность: Б. К. Алексеев. Задачи по гармонии (1976), с. 236, № 7; с. 241, № 21.

б) модуляцию в форме периода в тональность первой степени родства, используя несложные  формы  мелодической  фигурации.  Примерная  трудность:   Б.К.   Алексеев. Задачи по гармонии, с.223, № 3.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (письменно и устно)

Экзамен по специальности - основной конкурсный экзамен, выявляющий профессиональные данные поступающего, степень его подготовленности, навыки практической работы в области музыкальной фольклористики.

1. Письменный экзамен:

а) расшифровать по фонограмме народную песню в этнографическом звучании (выполнить нотную запись пяти строф напева с подтекстовкой и полностью записать текст с сохранением диалектных особенностей произнесения в процессе самостоятельной работы за магнитофоном). Каждому абитуриенту предлагается на выбор один из трех примеров в звукозаписи;

б) грамотно оформить расшифровку (нотография, подтекстовка, тактировка, обозначение особенностей звучания).

Срок исполнения 4 часа.

2. Устный экзамен:

а) исполнить две-три народные песни, заранее подготовленные по собственному выбору; ответить на вопросы, связанные с характеристикой этих произведений;

б) проанализировать народную песню по собственной экзаменационной расшифровке (ладоинтонационные особенности, метроритмика, композиция, многоголосие); дать определение жанра; исполнить песню по расшифровке с сохранением (по возможности) характерных особенностей аутентичного звучания;

в) раскрыть содержание и обозначить специфические черты фольклорного текста по предложенной экзаменационной комиссией звуко-, видеозаписи;

г) выдержать собеседование по вопросам музыкальной фольклористики и этнографии (прилагаемый список основных теоретических трудов и сборников народных песен, касающийся русского фольклора, должен быть дополнен или частично заменен теоретическими трудами и сборниками, ориентированными на изучение традиционных культур народов Поволжья - татар, чувашей, мордвы, удмуртов, мари).

Список литературы к экзамену по специальности

Основные теоретические труды:

1. Асафьев Б. В. О народной музыке. Л., 1987,

2. Квитка К. В. Избранные труды. Т, 1. М., 1971.

З. Руднева  А.   В.   Русское   народное   музыкальное  творчество.   Очерки   по   теории фольклора. М., 1994.

4. Рубцов Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору. Л.; М., 1973.

5. Русская мысль о  музыкальном  фольклоре:  Материалы  и  документы / Сост.  П. Вульфиус. М., 1979.

6. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976; Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

7. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб, 1993.

8. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб, 1994.

9. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

10. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М., 1994.

Сборники народных песен:

1, Львов П., Прач И. Собрание народных русских песен с их голосами. М., 1955.

2. Балакирев М. Русские народные песни. М., 1957.

3. Римский-Корсаков Н. Сто русских народных песен. М., 1985.

4. Лопатин П., Прокунин В. Сборник русских народных лирических песен. М., 1956.

5. Лядов А. К. Песни русского народа. М., 1959.

6. Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 1-2. СПб, 1904, 1909.

7. Добровольский Б., Коргузалов В. Былины. Русский музыкальный эпос. М, 1981.

8. Ефименкова Б. Северно-русская причеть. М., 1980.

9. Балашов Д., Марченко Ю., Калмыкова Н. Русская свадьба. М., 1985.

10. Песни Псковской земли. Вып. 1.: Календарно-обрядовые песни / Сост. А. Мехнецов. Л., 1989.

КОЛЛОКВИУМ

На коллоквиуме выявляются общегуманитарный уровень подготовки поступающего, его профессиональные способности, эстетические взгляды, эрудиция в области музыкального искусства и избранной специальности, степень осведомленности в вопросах современной музыкальной жизни. На коллоквиум выносится:

1. Исполнение на фортепиано произведения крупной формы (соната, вариации) или полифонического произведения.

2. Собеседование по вопросам истории и теории музыки, литературы и искусства, современной художественной культуры; о значении фольклора в творчестве композиторов и в других областях искусства, по проблемам сохранения и использования в современной художественной практике традиций народной музыкальной культуры.