Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

ноябрь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
   
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1
  • Интервью с Рубином Абдуллиным часть 1

Конкурсы

  • Президент РТ Р.Минниханов и ректор КГК Р.Абдуллин
  • Торжественная церемония - выпуск 2010 г.
  • Сильва. Премьера Оперной студии
  • Духовой оркестр под управлением В. Уткина
  • Фольклорный ансамбль
  • Камерный оркестр КГК под управлением В. Афанасьева
  • Гюнтер Стегмюллер и Симфонический оркестр КГК
  • Песни, опаленные войной
  • Немецкий реквием, проект Году Германии в России
  • Хор студентов КГК под управлением В.Лукьянова
  • Немецкий реквием Брамса
  • Духовой оркестр на Международном фестивале в Эстонии
  • Мюзикл Алтын Казан под открытым небом
  • Казанская весна, Санкт-Петербург
  • Ночь перед Рождеством
  • Фестиваль современной музыки РЕЗОНАНС
  • Хор и симфонический оркестр в Европе. Фото сообщества Palatina Klassik
  • Хор и симфонический оркестр КГК. Италия
  • Оркестранты на концерте в Фельклингене, Германия
  • Гастроли в Риме
  • Цыганский барон
  • Юбилейный вечер Алевтины Булдаковой

Концерты

СТИХИЯ РОМАНТИЗМА

14.12.2017

Концерт

Место проведения: ГБКЗ им. С.Сайдашева

Стоимость билетов: от 200 до 1000 руб.

ВЕЛИКИЕ РОМАНТИКИ

05.12.2017

Вечер фортепианной музыки

Место проведения: ГБКЗ им. С.Сайдашева

Стоимость билетов: от 200 до 600 руб.

Новости

"Современные проблемы ансамблево-оркестрового мышления"

16.11.2017

Опубликована программа Международной научно-практической конференции (Казань, 21-22 ноября 2017 года).

 

Новые поступления в Библиотеку

27.10.2017

В разделе  "Библиотека"  обновлена информация о поступлениях в 2017 году.

 

Рубин Абдуллин: «От того, что человек слушает, очень многое зависит в его жизни»


Беседовала Кристина Иванова 

В его кабинете стоит легендарный белый рояль первого ректора Казанской консерватории, композитора Назиба Жиганова — Steinway 1912 года. На нем в творческом беспорядке лежат ноты. На стенах — фотография Сергея Рахманинова с одного из его выступлений в Казани. Основатель казанской органной школы, ректор Казанской государственной консерватории, народный артист России и заслуженный деятель искусств Рубин Абдуллин рассказывает об изменениях в сознании абитуриентов и необходимости реформирования системы образования.

— Необычно получилось, что композитор София Губайдулина, в последние годы живущая в Германии, в начале ноября встречалась в Казани со студентами консерватории. А вы в этот день играли ее произведение в Германии. Как вам такое совпадение?

— Мы с Софией Асгатовной дружим уже давно. Дружба началась с того, что я принял участие в первом исполнении ее сочинения In Croce для виолончели и органа. Было это в те времена, когда жизнь у нее складывалась не очень легко. Трудно было найти работу, площадку для исполнения ее сочинений. Она испытывала большие трудности,  материальные в том числе.

—  Какие годы?

— Конец 70-х — начало 80-х. Отец Софии Асгатовны был муллой, а мать — православной христианкой. Она уважительно относится ко всем людям, вне зависимости от того к какой конфессии или национальности они принадлежат. Это взгляд художника, потому что сфера искусства вне политики, она наполняет содержанием духовную сферу человечества. Этот ее очень широкий взгляд на сферу искусства, духовную деятельность, во многом определяет ее направление в творчестве. Встреча с ней очень многое открыла не только в ее взглядах на мир, музыку, но я тогда был поражен, насколько непосредственной реакцией наполнена ее жизнь. Она очень живой человек и общительный…

FNR_3590— Немного детского в ней есть…

— Да-да. Восприятие глазами ребенка, я бы сказал. Этот ясный взгляд помогает ей читать самую сущность всех событий и реагировать на них очень точно.

— Кстати, в Казани Губайдулину спросили, как должна дальше развиваться национальная музыка. Она говорит, что «не существует культуры унифицированной, которая бы отказалась от этнических основ». Каково ваше мнение?

— Национальная музыкальная культура — это душа народа, тот родник, из которого нужно все это воспринять и претворить в профессиональную деятельность. Эти побудительные мотивы больше нигде не содержатся. Сейчас есть очень модное направление техно. Где техника, а где искусство? Хотя и само слово «техне» означает искусство. Но в какие формы это выливается в популярных направлениях… Не хочу говорить о предназначении этих направлений, потому что ясно, что они целиком завязаны на коммерции. А сфера искусства неизмеримо глубже.

— Взять тот же фестиваль «Ветер перемен», который вы не застали, будучи на гастролях. Организаторы утверждали, что его участники — выпускники Казанской консерватории…

— Это так. Но не всякий выпускник находит тот путь, который сохраняет национальную самобытность и в то же самое время поднимает по ступеням творчество до европейского уровня исполнения. Не всякий на этой способен. Вообще не всякий человек, получив музыкальное образование, может воспользоваться этим богатством, чтобы развить свою профессиональную деятельность. Здесь многое зависит от того, в какой семье вырос человек, какое воспитание получил, как он видит этот мир и свою профессию в этом мире. Если он воспринимает профессию только как рычаг для зарабатывания денег, то…

FNR_3605— А сейчас таких много?

— К сожалению, очень много.

— Даже в консерватории?

— С конца 80-х произошло смещение восприятия в формулы «товар-деньги-товар».

— То есть студенты приходят не вдохновленные занятиями музыкой, а с прагматичными интересами?

— Когда ко мне приходит незнакомый абитуриент, я спрашиваю его: «Что бы вы хотели?». А он отвечает: «Мне надо диплом получить». Я говорю: «Это не ко мне». Это в приемную комиссию. А если он говорит: «Я хочу научиться играть на фортепиано», то это уже ко мне. Тогда я начинаю спрашивать, почему он к этому пришел, какие мечты он с этим связывает.

— То есть вы с каждым абитуриентом лично общаетесь перед поступлением?

— Не удается со всеми. Но часто так бывает, потому что условия документооборота предполагают, что председатель комиссии должен знать будущих студентов лично.

FNR_3586— Если возвращаться к «Ветру перемен», я не совсем поняла вашу позицию…

— «Ветер перемен» — условно говоря, проект преодоления отсталости в эстраде.

— И повышения ее уровня до европейского…

— Я бы сказал, что экология нашей профессии требует того, чтобы освобождаться от этого. Как человек, чтобы быть здоровым, хочет вести здоровый образ жизни, пить чистую воду, питаться экологическими чистыми продуктами. Но когда мы, развесив уши, слушаем все подряд из зомбо-ящика, а порой оттуда несется такое, что просто невозможно, как это воспринимают дети? И во что это потом претворяется? От того, что человек слушает, очень многое зависит в его жизни. Просто он не отдает себе отчет в этом. Вот включил водитель такси попсовую музыку, и человек вынужден это слушать. Я всегда говорю: «Пожалуйста, выключите».

— Слушаются?

— А как же. Кто платит, тот и музыку заказывает.

— То есть вам как человеку высокого искусства проект «Ветер перемен» малоинтересен?

— Нет, я считаю, что он очень своевременный. Но мне кажется, очень многое надо изменить в самой системе образования, в том, как музыкальные уроки входят в систему общего образования. Есть вальдорфская педагогика. Это не будет заимствованием — она родилась именно у нас. Например, Рахманинов поступал в начальные классы московской консерватории, будучи совсем мальчишкой. Его дядя Зилоти, ученик Листа, преподавал там. Что это значит? В первый класс человек поступает в консерваторию и сразу выбирает свою профессию. Главный недостаток всех реформ, которые проведены в системе общего образования, заключается в том, что они не обеспечили ранней профилизации. Все реформы идут по экстенсивному пути — возрастает поток информации, давайте упакуем его в систему. И говорят: давайте дополним еще этим и этим. Математика — это логическое мышление, способность планировать свою деятельность, и это нужно абсолютно всем. А музыка для чего нам нужна? Вся сфера искусства?

FNR_3592— Для общенравственного, духовного развития.

— Прежде всего, чтобы человек, опираясь на собственное воображение, нарисовал картину, сочинил музыку. Тогда мы избавимся от общей гребенки. Любая система настроена так, что каждому понемножку. И потом всех спросим на ЕГЭ.

— Вы, наверное, против ЕГЭ?

— Я считаю, что это абсолютное порождение реформомании.

— Что вы предлагаете сделать на пути ранней профилизации?

— Козьма Прутков еще сказал: «Нельзя объять необъятное». Сейчас нельзя нагружать детей сверх всякой меры. Поток информации возрастает с каждым годом. Он должен стать избирательным для системы образования. К пятому и шестому классам педагог должен твердо знать, что из школьника может получиться: химик, физик или гуманитарий.

— А вдруг он передумает? Вот я поступала в музыкальное училище, будучи уверенной, что потом пойду в консерваторию. Но потом передумала…

— Потому что вы не обучались в этой системе. Но если музыкально одаренный человек проучился семь лет в музыкальной школе, станет совершенно понятно, получится из него музыкант или нет. И музыка еще никому не навредила. Вот вам навредила музыка?

— Нет, конечно.

FNR_3636— Вы, наверняка, всегда радуетесь, когда вспоминаете те времена. И как это замечательно называлось — ДМШ (детская музыкальная школа) — уютно, как домашние тапочки. В музыкалку все ходили с удовольствием.

— Если говорить о консерватории. Бюджетный прием остался на уровне всех предыдущих лет — 100-120 человек?

— Нет, сейчас мы побольше принимаем. В 90-х годах мы принимали 110 человек. В плане на 2017 год — 127 бюджетных мест. Сейчас студентами считаются и ассистенты стажеров, с ними — еще плюс 15 человек. Это смертельный вопрос для любого ректора — сколько у вас студентов. Одна уходит в декрет, другая возвращается и так далее.

— Востребованность выпускников возросла?

— Дело в том, что она остается. Природа дает талантливых людей столько, сколько это необходимо. А вот как построить их систему образования — другой вопрос.

— А платников много?

— Это вообще отдельный разговор. Одних только китайцев у нас 50 человек, а это целый факультет.

— Они чему приезжают учиться?

— Первая специальность, которая востребована у китайцев, — вокал. Они также едут учиться играть на фортепиано.

FNR_3597— Среди казанских студентов тоже все в основном хотят петь?

— Да. На этот факультет всегда большой конкурс. Хотя мы открыли смежную специальность — актер музыкального театра. Мы находим способы всех разместить по предназначению.

— А кроме китайцев кто еще едет поступать в Казань?

— К нам приезжали поступать из Колумбии, Дании, семь лет у нас учился американец. Он — этнический татарин и закончил обучение защитой диссертации. Сначала он выучил татарский язык, но ему сказали, что на этом языке защищать диссертацию нельзя. Тогда он выучил русский, привез сюда всю свою семью — молодец.

— Через два года будет 30 лет, как вы ректор Казанской консерватории…

— Поживем — увидим.

— Насколько сильно меняются абитуриенты?

— Сильно меняются. На дворе XXI век — век электронных машин. У вас вон два мобильника. У меня тоже. Даже в самолете трудно навести порядок, потому что никто не хочет расставаться с планшетами, телефонами. Это плохой признак для общества, потому что это приводит к разобщенности людей. Они предпочитают общению копание в интернете, это их отъединение от среды обмена человеческим теплом. Важно не просто сказать: «Привет, как дела?», а знать о человеке все: его боль, заботы, невзгоды.

— А на музыкантах как это отражается?

— Для музыкантов это вообще основное качество. Та же София Асгатовна Губайдулина говорила, что для музыканта способность услышать чужую боль — это главное.

— А тут он вместо того, чтобы слышать чужую боль, тычется в телефон…

— Да, тут же все проще — все можно найти, как в супермаркете. Кроме всего прочего, это не контролируемый сознанием поток информации, на котором зарабатывают большие деньги. А яду сколько там для подрастающего поколения? Возникает озлобленность, человек чувствует, что его не понимают. Но он сам отъединился. Посмотрите, это сказывается и на уровне международной политики. Люди перестают находить возможность договориться. Отчего возникают войны, столкновения.

— Но при этом наверняка та же сотовая связь и современные технологии помогают вам в работе. Я не представляю, как можно быть настолько активно гастролирующим музыкантом и параллельно ректором. Вы недавно вернулись из Германии, скоро поедете в Нидерланды. Но при этом надо держать руку на пульсе дел здесь…

— В принципе в мобильнике мне хватает почты и телефонной связи. Но ведь он набит и многим другим. Я иногда из интереса нажимаю клавишу и думаю: «Господи, а это то зачем?».

FNR_3625

— Вам за столько лет удалось научиться жить сразу в двух ипостасях: музыканта и ректора?

— За этим столом в своем кабинете я занимаюсь проблемами всех музыкантов, которые работают и учатся в консерватории. От общения с этими людьми я что-то меняю в себе, вплоть до каких-то своих представлений и взглядов. Я понимаю, что с течением времени и человек меняется. Если 20 лет назад он был восторженным, летящим, то вдруг становится размышляющим философом, выбирает другой репертуар. Все меняется в этом мире. В этой жуткой карусели очень важно понять в человеке главное — существо. От того, какие музыканты придут сюда обучаться, зависит очень многое. А это, в свою очередь, зависит от того, как мы с ними работаем до того, как они поступают, как мы их слышим. Сегодня абитуриенты приходят, четко зная, что получат диплом, будут работать в конкретном оркестре, получать такую-то зарплату, у него будет определенная квартира, жена и собака.

— Или пойдет работать в музыкальную школу за 15 000 рублей в месяц…

— Ну или так. Это уже его выбор. Современная система позволяет выбрать нюансы в этой специальности. Раньше не было кафедры музыкально-прикладных технологий, звукорежиссуры, менеджмента, музыкальной журналистики. Сейчас все это доступно. По-всякому может сложиться природа — все цветы не одновременно зацветают. Точно так же в каждом человеке открываются природные возможности для того или иного предназначения. Важно не человека вписать в систему, а настроить систему для каждого человека. Конечно, это несоизмеримо более сложная задача.

Фото: Василий Иванов

 

 

Опубликовано 21.11.2016