Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

июль 2018
пн вт ср чт пт сб вс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru

 

Парад духовых и ударных ансамблей в Татарстане

Казань 17 – 20 ноября 2014 года

В Казани состоялся IV Всероссийский открытый конкурс ансамблей духовых и ударных инструментов. В Татарстане этот конкурс проводится уже четвёртый раз, и это говорит о том, что в Казанской консерватории развитию камерного исполнительства на духовых и ударных инструментах придают большое значение.

 

Конкурс проводился в четырёх номинациях – хольц-квинтет, брасс-квинтет, квартет саксофонов и ансамбль ударных инструментов. Были представлены четыре хольц-квинтета из Казанской консерватории и один из Санкт-Петербурга; два брасс-квинтета из Казани и один из РАМ имени Гнесиных; два квартета саксофонов — из Санкт-Петербурга и один из Казани; ансамбли ударных инструментов из РАМ имени Гнесиных, Нижегородской и Казанской консерваторий.

 

Конечно, для Всероссийского конкурса такое количество участников – это совсем немного. К сожалению, в России конкурсы духовых ансамблей проводятся крайне редко, и еще досадней, что у духовиков к ним совсем нет интереса. Причин тут много: это и финансовые проблемы, и отсутствие заинтересованности студентов, но самое главное — это отношение студентов и педагогов к ансамблевой игре. Вместе с тем, игра в ансамбле — это как раз и есть недостающее звено в процессе воспитания будущих оркестрантов. Что греха таить, во всех наших колледжах и вузах ансамблевому исполнительству уделяют совсем мало времени, отсюда и результаты.

 

Нельзя говорить, что у всех всё плохо. К примеру, судя по прошедшему конкурсу, у исполнителей на деревянных инструментах дела обстоят лучше, чем у «медников». В данной номинации и программа была составлена с учётом академического направления, и уровень исполнителей был на порядок выше. А в номинации «Брасс-квинтет» первая премия вообще не присуждена, вторая присуждена, но с большой натяжкой. Представителям медных специальностей есть над чем задуматься. И дело тут не в больших денежных премиях. В 2012 году прошёл 1 Всероссийский музыкальный конкурс, где первая премия составляла 240 тысяч рублей. Во всей огромной России нашлось только три брасс-квинтета, которые захотели принять участие в этом конкурсе, да и уровень их подготовки был очень низкий. В 2013 году состоялся конкурс духовых ансамблей имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, и здесь из России тоже было совсем мало ансамблей, хотя из Эстонии приехали шесть различных коллективов.

 

На прошедшем конкурсе в Казани в 2014 году среди участников было больше всего представителей Казанской консерватории. Это и понятно — не надо никуда ехать, а дома и «стены помогают», но, оказывается, — не в этом дело. В настоящее время в Казанской консерватории активно занимаются четыре брасс-квинтета и пять квинтетов деревянных духовых инструментов, которые всегда готовы к выступлениям. А ведь не каждая консерватория может представить на конкурс столько ансамблей. Поэтому уже в четвёртый раз именно в Казани проходит Всероссийский конкурс духовых ансамблей.

 

Самых тёплых слов заслуживают руководители исполнительских кафедр, которые приложили много сил и труда, чтобы организовать и достойно провести такой конкурс. Это заведующий кафедрой деревянных духовых инструментов Илсур Ибрагимович Айнатуллов и заведующий кафедрой медных духовых и ударных инструментов Николай Александрович Шадров. И, конечно, всего этого не было бы, если бы не ректор Казанской консерватории — Рубин Кабирович Абдуллин, который делает всё возможное для развития духового исполнительства в Татарстане.

 

Результаты конкурса

 

Хольц-квинтет:

 

1 премия — Хольц-квинтет Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича (рук. Федоров А. В.)

 

 

2 премия — Хольц-квинтет Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова (рук. Айнатулов И. И.)

 

 

Диплом — Хольц-квинтет Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова (рук. Бессонов А. А.)

 

Квартет саксофонов

 

1 премия — Квартет саксофонов Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (рук. Большиянов А. Ю.)

 

 

2 премия – Квартет саксофонов Санкт-Петербургского университета культуры и искусств (рук. Черкасова Ю. П.)

 

3 премия — Квартет саксофонов Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова (рук. Беговатова М. А.)

 

 

Брасс – квинтет

 

2 премия — Брасс-квинтет РАМ имени Гнесиных (рук. Морозов А. Н.)

 

3 премия — Брасс-квинтет Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова (рук. Шадров Н.А.)

 

Ансамбль ударных инструментов

 

1 премия — не присуждена

 

2 премия — ансамбль РАМ имени Гнесиных (рук. Лукьянов Д. М.)

 

2 премия — ансамбль Нижегородской консерватории (рук. Кораллов И. В.)

 

 

3 премия – Ансамбль Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова (рук. Сабирьянов И. Ф.)

 

Жюри состояло из представителей Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани и Любека. Председателем выступил Андрей Казаков.

 

 

 

 

В рамках конкурса прошли мастер-классы членов жюри: Андрея Казакова (кларнет), Дитхельма Йонаса (гобой), Андрея Большиянова (саксофон), Вячеслава Прокопова (труба), Виктора Баташёва (тромбон), Игоря Кораллова (ударные инструменты). В рамках курсов повышения квалификации были проведены встречи Большиянова и Прокопова с преподавателями музыкальных школ.

 

 

 

В последний день конкурса состоялась Международная научно-практическая конференция «Современное духовое исполнительство: теория, история, педагогика». В конференции приняли участие не только духовики, но и представители теоретических кафедр. Очень поучительным оказался доклад заведующего кафедрой истории музыки, профессора Вадима Дулат-Алеева «Трактаты по духовому исполнительству Жака Оттетера и актуальные идеи музыкальной педагогики французского барокко».

 

Интересной была дискуссия, последовавшая за докладом профессора Дитхельма Йонаса из Любека (Германия), в котором он высказал предположение о том, что в России духовой школы нет. Да, в XIX веке в российских консерваториях первыми педагогами по духовым инструментам были выходцы из Германии, Чехии, Франции, однако это было на заре возникновения отечественного исполнительства. Сегодня же весь мир знает имена выдающихся исполнителей прошлого и настоящего. Это Михаил Табаков, Владислав Блажевич, Сергей Розанов, Владимир Цыбин, Виталий Буяновский, Борис Афанасьев и многие другие. Имя Тимофея Докшицера священно для трубачей всего мира, на его записях учатся духовики Европы и Америки. Его методическое наследие издано на английском, французском и китайском языках. Да и в настоящее время такие исполнители, как Сергей Накаряков и Алексей Огринчук — тоже учились играть у российских педагогов.

 

Конечно, сейчас в России трудное время для духового искусства, но это совсем не значит, что у нас нет духовой школы. Во всех регионах нашей огромной страны каждый год проводится большое число различных исполнительских конкурсов разных уровней и направлений. Разумеется, не все они профессиональные и многие проводятся кое-как. Но есть и те, которые двигают наше исполнительство вперед: конкурс имени Н. А. Римского-Корсакова или Е. А. Мравинского в Петербурге, имени П. И. Чайковского или В. М. Блажевича в Москве, имени А. А. Нестерова в Нижнем Новгороде, имени В. И. Щёлокова в Екатеринбурге и др.

 

В заключение участники казанской конференции поддержали решение оргкомитета собрать материалы конференции и разослать по всем российским вузам.

 

 

 

 

После конференции состоялся круглый стол по итогам конкурса. Много было сказано хорошего в адрес участников и организаторов этого важного мероприятия. Но главное, что этот конкурс состоялся и прошёл очень хорошо.

 

20 ноября Большой концертный зал имени С. Сайдашева был отдан участникам конкурса. Этот зал смело можно назвать одним из лучших в нашей стране и по красоте, и по акустике, на этой сцене выступают лучшие солисты и коллективы со всего мира. И, конечно, для наших лауреатов было большой честью играть в таком зале. Зал был полон. Надо отдать должное организаторам конкурса и Гала-концерта: проректору по концертной работе Елене Хакимовой и концертному отделу, проделавшим большую работу по подготовке и реализации всего проекта.

 

 

 

В этот вечер в адрес лауреатов говорили тёплые слова, но главное — наши ансамбли своими выступлениями доказали, что победителями они стали заслуженно. Вполне возможно, что через несколько лет мы услышим в числе известных музыкантов имена наших лауреатов. Ведь конкурс и создавался для этих целей.

 

 

 

В заключение хочется сказать, что IV Всероссийский конкурс ансамблей духовых и ударных инструментов, организованный в Год культуры, не только состоялся, но вылился в большой праздник духового искусства в Татарстане. Значение этого конкурса трудно переоценить, а самое главное, что всё это идёт на благо развития Российского духового ансамблевого исполнительства.

 

Профессор Прокопов В. М.