Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

ноябрь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
   
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru

Конкурсы

http://youngcomposers.ru/ru/news/206-rezonans-rezonansa

Отчет о Всероссийском фестивале современной музыки «Резонанс» (Казань, 23–24 апреля 2014 г.)

«Резонанс» – новый фестиваль современной музыки всероссийского масштаба – проходил в Казани 23 и 24 апреля 2014 года. Его особенность – включение в программу мероприятий как концертного, так и учебно-дидактического плана. Главным гостем фестиваля стал московский композитор и пианист, член Ассоциации современной музыки, член Союза композиторов России Иван Соколов.

Идея и организация «Резонанса» принадлежит кафедре теории и композиции Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова, а именно – заведующему кафедрой, профессору А. Л. Маклыгину и двум молодым педагогам Е. В. Анисимовой и Э. Ж. Низамову. По их словам, цель фестиваля, с одной стороны, состояла в том, чтобы сконцентрировать внимание всех тех, кто интересуется современной музыкой, на разных концертах, объединенных в неком компактном времени, а с другой – обсудить проблемы, связанные с положением композитора в современном обществе.

Этой цели отвечали разноплановые мероприятия, которыми была насыщена программа фестиваля. В первый день состоялось посещение Центра современной музыки Софии Губайдулиной, круглый стол на тему «Композиция в учебном процессе», концерт студентов композиторского отделения «Учитель-ученик» и аспирантский концерт Эльмира Низамова. В программу следующего дня вошел мастер-класс пианиста, композитора И. Г. Соколова (Москва), Концерт юных композиторов ССМШ (колледжа) класса Е. В. Анисимовой и концерт Центра современной музыки «Вдохновленные Бахом» при участии И. Г. Соколова.

Дом №29 по улице Тельмана, в котором прошло детство Софии Губайдулиной, а сейчас располагается Центр современной музыки, стал стартовой площадкой первого фестивального дня: после экскурсии по музейным комнатам участникам фестиваля был представлен фильм 2006 года о скрипичном концерте Губайдулиной, куда вошли бесценные интервью с ней.

Отсрочивая конец века композитора: круглый стол «Композиция в учебном процессе»

Далее в консерватории состоялся круглый стол «Композиция в учебном процессе», задача которого состояла в том, чтобы собрать тех, кто преподает композицию сегодня, и выяснить с какими проблемами они сталкиваются. Были приглашены преподаватели музыкальных школ, училищ, колледжей республик и областей среднего Поволжья, преподаватели и студенты консерватории. Обсуждались проблемы, обострившиеся в связи с новыми стандартами, обрушившимися на систему музыкального образования. Ее разрушение больнее всего сказалось на положении композиции в учебном процессе: ни ее, ни импровизации, которая является необходимой подготовительной ступенью к композиции, нет в школьной программе, в училищах/колледжах факультативная форма этой дисциплины предполагается лишь у теоретиков и пианистов в течение года. Так, с анализа сегодняшнего положения предмета «композиция» в музыкальных школах и учебных заведениях среднего звена, а именно – «полулегального,  находящегося чуть ли не под неофициальным запретом», начал дискуссию профессор, доктор искусствоведения, проректор по научной работе Казанской консерватории А. Л. Маклыгин. Он отметил также слабую направленность на подготовку юного композитора к поступлению в вуз (в тех случаях, если предмет все-таки ведется).

Участники – как маститые, так и начинающие педагоги – поделились своим опытом преподавания композиции и обсудили возникшие в ходе круглого стола вопросы. Наиболее актуальными оказались, во-первых, вопросы о формах и методах ведения этого предмета, которые отвечали бы современным образовательным стандартам, но при этом сохраняли лучшие традиции прошлых лет. Акцент был сделан на свободно-творческом характере уроков композиции в школах, индивидуальном подходе в занятиях со студентами училищ/колледжей, приоритете традиционного способа сочинения с подключением компьютерных технологий как вспомогательного средства при подготовке произведений к исполнению. Во-вторых, ряд вопросов касался положения педагога – его всепоглощающей роли в обучении музыканта, бесплатной основе труда преподавателя композиции в школе (где несмотря на отсутствие этой дисциплины, есть «сочиняющие» дети, желающие заниматься композицией). Были затронуты также вопросы и более широкого плана, касающиеся привлечения детей в музыкальные школы и мотивации студентов музыкальных учреждений среднего звена на поступление в вузы; были предложены способы улучшения финансового положения музыкальных образовательных учреждений.

Активное включение в дискуссию всех участников круглого стола подтвердило  злободневность вопросов, вынесенных на обсуждение. Главное, что показали итоги круглого стола, это всеобщий характер проблем, связанных с состоянием дисциплины «композиция», и их связь с системой музыкального образования в целом. Явной предстала необходимость взаимодействия всех звеньев музыкально-образовательного процесса не только между собой, но и с Союзами композиторов республик и областей, так как лишь совместными усилиями можно добиться желаемых изменений.

Первый концерт фестиваля «Резонанс»

Концерты первого фестивального дня прошли в Малом зале консерватории, что во многом предопределило характер той музыки, которую представили на суд зрителей сначала студенты, а потом аспирант и молодой педагог кафедры Э. Низамов. Камерная музыка предстала в самых разных составах и стилях. Первый концерт фестиваля под названием «Учитель-ученик» был приурочен юбилею А. Б. Луппова, выдающегося педагога кафедры композиции, чьи выпускники сегодня составляют основу союзов композиторов многих республик. Его музыка и открывала этот концерт: прозвучали две части его сюиты для флейты и фортепиано в исполнении педагогов консерватории.

Концерт продолжили сочинения студентов классов А. Б. Луппова, Б. Н. Трубина, Е. В. Анисимовой, Э. Ж. Низамова. Добрую половину программы составили произведения для инструментов соло в свободной форме, преимущественно в элегично-созерцательном  духе, что придало ей характер основательной прелюдии к буйству тембровых и жанровых красок второго концерта этого вечера. Безусловно, порадовали интонационные находки, разнообразие стилистических предпосылок, но все же не хватило контраста в процессе развертывания отдельно взятых сочинений. Что же касается подачи произведений, то приятно было отметить ответственное, профессиональное отношению студентов консерватории к исполняемой ими музыке своих сокурсников. Кроме того, если судить о концерте с точки зрения общего хода первого фестивального дня, то стройность программы (которая могла бы быть присуща тематическим концертам кафедры, хотя на таковых, как правило, бывает представлена весьма разноплановая музыка), не допустила утомления, порадовала лаконичностью.

А Малого зала было мало: аспирантский концерт Эльмира Низамова

Завершающим событием первого дня фестиваля стал авторский концерт Эльмира Низамова. Прозвучавшая музыка продемонстрировала тот внушительный уровень мастерства, которого может достичь композитор на высшей ступени российского музыкального образования. Зрителей ожидал целый калейдоскоп жанров, инструментальных составов и музыкальных стилей, среди последних – творческое претворение старинной и романтической музыки, импрессионизма и авангарда, джаза и народной музыки. Яркий самобытный стиль композитора проявился и в его использовании самых разных гармонических средств: пентатоники и диатоники, блюза и мажоро-минора, атональности и сонорики.

В программе акцент был сделан на инструментальных камерных сочинениях, однако, интересно, что вокальная музыка была представлена самым ранним сочинением, из включенных в программу, – атональным вокальным циклом на слова О. Хайяма времен учебы в колледже – и двумя романсами на стихи современных татарских поэтов, один из которых был написан пару месяцев назад («Соң түгел» – «Еще не поздно»).

Порадовал способ преподнесения сочинений: их исполнение предварялось лаконичным рассказом композитора об истории их создания, что всегда интересно и даже необходимо, например, в случае с такими необычными произведениями, как «Земная дрожь» для тубы и литавр, создававшаяся как эксперимент взаимодействия двух инструментов низкого диапазона. Это сочинение, открывая программу, действительно содрогнуло зал, удивив использованием современных исполнительских техник игры на тубе и идеальным слиянием ее с литаврами: звучание обоих инструментов слилось в единый объемный и гибкий поток. Неожиданным было появление в программе диптиха в духе стилизации средневековой музыки – Гальярды и Паваны для гобоя, фагота, скрипки, альта, фортепиано и клавесина, толчком к написанию которых стало предложение Московской филармонии претворить в своем творчестве старинный жанр гальярды.

Судя уже только по этим примерам, становится очевидно, что тембровой окраске сочинений Э. Низамов уделяет особое значение. Особенностью этого концерта стало то, что, несмотря на наличие разных переложений музыки Низамова, казанская публика смогла услышать большинство произведений в их оригинальной версии – в том инструментальном составе, в каком они задумывались композитором (несмотря на большое количество его собственных переложений для разных составов – в связи с просьбами исполнителей). Пожалуй, наиболее ярким примером такого переоблачения является «Дикси». Это произведение, звучавшее уже во многих городах России в струнном составе, наконец, было исполнено ансамблем саксофонов, ударных и рояля – для которых оно и было написано.

Большую часть номеров концерта можно охарактеризовать как камерные сочинения концертного плана. Их эффектность рассчитана на ответную реакцию публики, в чем проявляется редкое на сегодняшний день качество, присущее, однако, творческой натуре Э. Низамова – это «забота о слушателе» (как назвал его профессор А. Л. Маклыгин). Она проявляется, во-первых, в доступности восприятию – на это «работает» безупречное чувство формы у Низамова, рельефность воплощения образов, а во-вторых, – в создании самой разной музыки на высоком профессиональном уровне: сам композитор не скрывает сознательной установки на сочинение музыки на любой вкус (так он каждый раз удивляет, в свою очередь, сам себя). Такое внимание к публике не остается незамеченным ею: на концерте крики «браво» с разных углов зала не заставили себя ждать. Отметим также, что в зрительном зале сидели как профессиональные музыканты, так и любители – что подтверждает факт популярности музыки Э. Низамова в разных слушательских кругах.

Итак, в произведениях наблюдается, с одной стороны, стремление композитора к концертности (помимо упоминавшихся выше, примером может служить Тарантелла для камерного оркестра и губной гармошки, не менее задорно исполненная в этот вечер в переложении для ансамбля народных инструментов), но с другой – к переживанию одного созерцательного состояния, претерпевающего, тем не менее, свое развитие (музыка на стихи О. Левадной, прелюдия «Blackbird»). И те, и другие сочинения по-своему эффектны, и, соответственно, требуют от исполнителей не только виртуозности, но и глубины переживания эмоциональных состояний.

Эльмир отлично владеет фортепианной техникой, и на протяжении концерта он сам исполнял партии рояля. Ярким показателем образных контрастов в его музыке предстает тонкая его трактовка: и как броского ударного инструмента («Дикси»), и в лирическом ключе – вплоть до импрессионистических мерцаний (как, например, в фортепианных прелюдиях на темы «Beatles», ставшими своего рода «тихой» кульминацией концерта) и авангардных «шумовых облаков» («Солнце, Луна, Истина» для скрипки, альта, гобоя и препарированного фортепиано), в таких эпизодах заметна склонность композитора к репетитивной технике.

Так, при всем разнообразии программы между сочинениями все же прослеживаются тонкие связи, которые очерчивают творческий стиль Эльмира Низамова.

Концерт, четко выстроенный по контрасту номеров, стремительно промчался за полтора часа. То, с каким энтузиазмом были восприняты опусы композитора слушателями, пожалуй, является важнейшим подтверждением верности пути, по которому движется композитор. Кроме того, можно сделать вывод,  что его музыка активно исполняется (благодаря чему и удалось провести такой показательный концерт). Интерес музыкантов к исполняемым ими произведениям Низамова не только прочитывался по их лицам, но, прежде всего, сказался в характере звучания произведений: энергетика артистов пробивала зал насквозь (в свою очередь, эмоциональный тонус произведений оказался отнюдь не камерным). Отмечено многими из присутствующих, что «зала было мало» – логично предположить, что это будет учтено в дальнейшем, и следующим авторским концертом композитора можно будет насладиться уже в Большом концертном зале им. Сайдашева.

Мастер-класс от Ивана Соколова

Программу второго дня открыл мастер-класс пианиста и композитора И. Г. Соколова.  Случайно возникшая в ходе разговора с А. Л. Маклыгиным (и исполненная с ним в четыре руки) заключительная тема из «Романсеры»Ю. Ю. Сидельникова послужила музыкальным приветствием, и отчасти предвосхитила ход мастер-класса, в котором гибко переплелись теория с практикой. Так, в начале Иван Глебович поделился воспоминаниями о своем педагоге Ю. Сидельникове, из класса которого также выпустились столь разные по манере письма композиторы, как Э. Артемьев, В. Мартынов, К. Уманский, В. Тарнопольский. Рассказ Соколова плавно продолжил тематику вчерашнего круглого стола: вновь была подчеркнута роль  индивидуальности педагога в становлении любого композитора.

Затем Иван Глебович сам выступил в роли педагога. Свои сочинения представили ему студенты композиторского отделения Казанской консерватории. Профессора заинтересовала идея «Путевых заметок» (цикл миниатюр-зарисовок для препарированного фортепиано) Елены Герке, сопровожденных рисунками автора (которым, по словам Соколова, не достает еще фотографий, демонстрирующих способ препарации инструмента). В произведениях он отметил ловкое введение цитаты из музыки Телемана (в финале первой зарисовки), яркость претворения национальных элементов (в «Семитских мотивах»); в  целом – при всей неизбежности ассоциаций с музыкой Дж. Кейджа – наличие композиторской индивидуальности. Скрипичная соната Ильсура Вельгаса порадовала стройностью и лаконичностью формы, представ не менее «свежо», чем предыдущее произведение.

В напутствие заключительному концерту фестиваля, в афише которого значились, в том числе, прелюдии И. Соколова, композитор приоткрыл завесу тайны и рассказал о концепции своего цикла из тридцати одной прелюдии, особенностях трактовки евангельской тематики в пьесах, а также поразмышлял о сочетании простоты стиля с принципами авангардной музыки. Намеренно не повторяясь с вечерней программой, в завершение мастер-класса он исполнил семь прелюдий.

На сцене дети: концерт класса композиции Елены Анисимовой

Творчество самых юных композиторов – студентов Средней специальной музыкальной школы при Казанской консерватории (колледжа) класса Е. В. Анисимовой – было представлено на третьем концерте фестиваля. Он стал событием не только для зрителей, увидевших ростки талантов, но и для самих выступающих. В большинстве случаев композиторы сами принимали участие в исполнении сочинений – порадовала уверенность, с какой они их преподносят. Все-таки здоровый творческий дух в классе не мог не проявиться на концерте, подарив соответствующий настрой публике.

В связи с концепцией всего фестиваля, с тематикой нынешнего круглого стола, этот концерт выглядел особенно показательно. Во-первых, это сказалось в том, как была представлена работа педагога: на концерте звучали абсолютно разные по содержанию, по музыкальному языку, по стилю произведения. В итоге каждый ученик предстал по-своему ярко – не это ли является главной установкой композитора-педагога? По словам самой Елены Валерьевны, в работе с юными талантами, учитывая индивидуальность каждого ученика, темпы его профессионального развития, она лишь помогает ему раскрыться, при этом постепенно знакомя с новыми формами, стилями и т. д.  Так, те пожелания, которые звучали в адрес современного преподавателя композиции, нашли воплощение в работе Е. Анисимовой.  Высокий результат ее работы подтверждается и тем, что в классе Елены Валерьевны – уже несколько лауреатов разных конкурсов по композиции.

Во-вторых, концерт в определенной мере отразил деятельность директора ССМШ (колледжа) Д. Б. Маршанского: роль руководителя музыкального учебного заведения не раз подчеркивалась во время круглого стола – так как от него в наибольшей степени зависит место и судьба композиции в образовательном процессе. Думается, что такие оригинальные концерты могут стать одной из визитных карточек, как ССМШ, так и фестиваля «Резонанс».

Иван Соколов: впечатление от фестиваля

Завершился фестиваль концертом «Вдохновленные Бахом», на котором прозвучала музыка И. С. Баха, С. Губайдулиной, Э. Денисова, Г. Уствольской, И. Соколова. Концерт был организован Центром современной музыки, руководителем которого является Л. И. Гарифуллина. В роли ведущего выступил Иван Соколов, он предварял исполнение каждого произведения сведениями, касающиеся истории и теории музыки, преподнося их языком, доступным  широкой неподготовленной публике, составившей значительную долю зрителей.

После выступления И. Г. Соколов похвалил идею концерта: «Бах стоит в центре музыкальной культуры, он смотрит и к истокам музыки, и на самое современное… Значение его музыки в жизни можно объяснять очень долго. Бах – композитор вечный, непостижимый, им одним можно насытиться. И поэтому то, что для современной музыки и для привлечения публики к современной музыке (а это является очень сложным заданием в наше время), был выбран все-таки Бах – это очень правильно, мудро и важно. Потому что он очень связан со всей музыкой – даже с той, которая, казалось бы, по звучанию абсолютно другая – как у Уствольской или Губайдулиной...»

И. Г. Соколов отметил также хорошую организацию концерта, высокое качество исполнения и выразил готовность к дальнейшему сотрудничеству: «Я, к сожалению, только один день здесь побыл, поэтому я не успел ничего тут испытать, увидеть, услышать. Но надеюсь, я еще приеду сюда… Мне очень консерватория понравилась –  хорошая, красивая;  студенты, которые показывали свои сочинения, играли свою музыку хорошую, профессиональную, свежую. И фортепианная вещь, и скрипичная – тоже очень интересная». А в напутствие начинающим композиторам, от творчества которых часто ждут чего-то экстраординарного, Иван Глебович выразил следующую мысль: «Мелодия экспериментам…  не противоречит. Мелодия может быть экспериментальна. И вообще эксперимент  находится не обязательно в сфере технических новаций. Он может быть духовным. И я считаю, что это сочинение [цикл прелюдий], фрагмент которого прозвучал, оно экспериментальное тоже – для меня лично. Уже прошло время вставания на рояль, надувания воздушных шариков – я не отказываюсь от этого периода: мне очень нравятся эти сочинения, я продолжаю играть, я залезаю на рояль в свои 53 года – все получается! Но не только же это существует. Есть какая-то вот такая музыка, основанная на трезвучии, которое заложено в каждом звуке, в самом обертоновом звукоряде».

Итоги, впечатления, перспективы

Подводя итоги фестиваля, хочется отметить четко продуманную организацию «Резонанса»: заявленная двухдневная программа, включающая в себя четыре концерта, экскурсию, круглый стол и мастер-класс, была реализована с минутной точностью. Компактное расположение сразу нескольких музыкальных заведений в самом центре старинной части города позволило организаторам сделать фестиваль максимально насыщенным (а его участникам, среди которых были педагоги разных городов, представилась возможность побывать в нескольких концертных залах, не говоря уже о шансе пообщаться с коллегами, набраться опыта, обратить внимание на новые имена юных композиторов…).

Обобщая впечатления от «Резонанса», хочется отметить, что каждое из прошедших мероприятий самоценно, самодостаточно и интересно само по себе, однако объединение их в один проект дало возможность комплексно увидеть и услышать, каким является сегодняшний композитор: что и как пишут школьники, студенты, аспиранты; с какими проблемами встречаются они в своем творчестве и их педагоги; кто и как преподает композицию; каким было отношение к композитору в былое время и что с ним будет в ближайшем будущем; можно ли повлиять на статус музыканта сегодня?  Думаю, каждый в ходе фестиваля попытался ответить для себя на эти вопросы, которые обсуждались на круглом столе и затем «всплывали» на практике – в ходе концертов и мастер-класса.

Анализируя итоги фестиваля, организаторы отмечают: подтвердилось то, что путь, намеченный ими, оказался востребован и нашел отклик у участников фестиваля. Для последующего решения проблем, связанных с положением композиции в современном образовательном процессе, необходимо было сплотить тех, кто преподает эту дисциплину – на этой почве уже действительно возможен дальнейший диалог с руководителями учебных заведений и творческих союзов.

Перспективы «Резонанса» широки, о некоторых из них поделился А. Л. Маклыгин: «В дальнейшем мы планируем   варьировать структуру, формат, содержание, даже, может быть, и место проведения «Резонанса». Наряду с Казанью, конечно, нас интересуют республики – там же национальные культуры, национальные композиторы. Если их не будет, как же вообще будет сохраняться национальная академическая музыка как таковая? Так, мы обязательно будем привлекать учебные заведения, потому что это их обязанность готовить будущих Корепановых-Камских, Федоровых, Палантаев, Сайдашевых… А если этого не будет, то ничего не останется, не будет этих имен, и мы останется в лоне интерпретации музыки – существовавшей уже музыки прошлого. Музыки настоящего как таковой не будет».

Так, фестиваль готовится собрать под свое крыло композиторов, преподающих композицию, из разных регионов страны. Не раскрывая всех секретов и планов организаторов, отметим лишь, что резонанс «Резонанса» обещает быть весьма широким. Методическая, дидактическая направленность стала его «фишкой», выделяя его среди многих других фестивалей современной музыки, как например, «Европа-Азия», «Музтранзит» или «Фестиваль имени Софии Губайдулиной», проводимых в Казани. Не менее впечатляющая при этом концертная составляющая «Резонанса» превращает его в настоящий праздник талантов!

Автор: Залина Митюкова
Фото: Ольга Шелепова